Шпаргалка по предмету "Профессиональная этика юриста"


Каковы основные проблемы теории морали?

Этика описывает мораль, объясняет мораль и учит морали. И здесь возникает много вопросов. Во-первых, зачем описывать мораль, если каждому и так известно, что это такое? Все себя мнят знатоками и судьями нравов. С этих позиций этика вроде бы обречена сообщать нечто общеизвестное в проясненном и систематизированном виде. Во-вторых, этика учит морали, сообщая не абстрактное, а практиче­ское знание, знание, побуждающее действовать. Однако поучений ни­кто не любит. Право «читать мораль» дается только людям с безупреч­ной собственной жизнью, с нравственным безусловным авторитетом, какими были, например, Л. Н. Толстой, А. Д. Сахаров, Д. Ф. Лихачев. Но, к сожалению, все проповедники за тысячи лет не уговорили че­ловечество поступать по совести. К великой скорби всех моралистов, научить морали нельзя, но научиться можно. Так как нравственную позицию можно выбрать только самостоя­тельно, изучая суждения мудрецов, слова и поступки людей, равняясь на лучшее нравственное поведение с этой точки зрения, этика предос­тавляет всякому мыслящему человеку свои способы и средства само­совершенствования. В-третъих, удовлетворительно объяснить что-либо в морали слож­но. Разве можно выяснить причины существования несправедливости, причины, по которым благородство оказывается осмеянным, а него­дяи торжествуют? Добрые поступки объяснить еще сложнее. Ведь добро обычно делают не «почему-то», не по тому, что мне растолкова­ли, что есть добро, а потому, что я не могу иначе. Есть нравственные очевидности, которые не нуждаются ни в каких доказательствах. Еще Ф. М. Достоевский на примере Раскольникова показал, что ра­ционально обосновать можно даже преступление, а вот теорему добра доказать не удается. Поэтому в этике нельзя получить такой ответ, как в математике: однозначный, логично доказанный и эксперимен­тально проверенный. От тезиса к тезису, от одной точки зрения к дру­гой и только таким путем дается общая сложная картина морали в ис­тинном свете. С этой точки зрения мораль выглядит как некие правила поведе­ния, правила отношений с другими людьми, с обществом. Они, эти правила, формулируются в повелительном наклонении: «Будь таким! Не делай того-то!» Это указания не на то, что есть, а на то, как должно быть и каким должно быть. Свойство морали требовать определенного поведения называется императивностью' (от лат. imperative — повелевать). Какие же требования выдвигает мораль? От самых простых — усту­пи место старшему, подними упавшего — до обобщенных: поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по от­ношению к тебе. И до вовсе абстрактных: делай добро! Что такое доб­ро и как его сделать, надо всякий раз знать конкретно и самому. Если вы будете искать моральные нормы в качестве эталона, ре­цепта на все случаи жизни, то вы рискуете попасть впросак. Большин­ство заповедей морали носит обобщенный, мировоззренческий харак­тер — в отличие от обычаев и традиций, которые регламентируют все детали поведения, и права, стремящегося сформулировать свои статьи предельно четко и строго, не оставляя лазеек ни дня каких преступ­лений. А как же контролируется соблюдение моральных правил? Для под­держания правопорядка есть соответствующие органы: прокуратура, милиция, суд. Для поддержания же нравственного уровня специаль­ных органов нет. Эту функцию берет на себя общественное мнение, далеко не всегда справедливое и совсем не гарантирующее нравствен­ность. Личность сама должна выбирать свой путь. Внешнее принуж­дение не имеет смысла, нравственная личность сама определяет, как должно поступить. Однако не порождает ли это произвола в поступках: что хочу, то и ворочу? Нет. Ибо нравственный человек делает лишь необходимое, правильное, достойное, совестливое. Как же это происходит? Чтобы разобраться в этом, необходимо рас­смотреть внутренне противоречивую природу морали, ее антиномичность. Первое противоречие в морали возникает тогда, когда мы задаемся вопросом о происхождении правил нравственности. Кто их автор? Ка­залось бы, общество требует от личности поведения, соответствующе­го своему устройству. Но само общество может быть плохо устроено и руководствоваться совершенно аморальными принципами (тотали­тарное, авторитарное государство, мораль криминального сообщества). Высоконравственные люди чаще всего противостоят косным нра­вам окружающей среды. Поэтому создается впечатление, что чело­век — сам себе моральный авторитет и руководствуется своим субъек­тивным мнением по поводу добра и зла. Мораль тут предстает как личная позиция, нравственное отношение конкретного человека и дей­ствительности: ведь сам по себе мир не добр и не зол, он становится таким по отношению к нам из-за поведения самого человека. Следова­тельно, человеческий выбор делает требование истинно моральным: для каждого человека его моральные взгляды — это свободно избран­ные, никем не навязанные идеи. В то же время общество, осуждая безнравственное поведение чело­века, предлагает «истинную» точку зрения на жизнь. Нравственные заповеди, сложившиеся в течение тысячелетий, в этом плане имеют объективный смысл: это устои жизни, не зависящие от сложности и предпочтений, от индивида и группы. Второе противоречие возникает тогда, когда знакомятся с нра­вами разных времен и народов, классов, сословий, коллективов. В ка­ждом «монастыре» — свой устав. У каждого есть свое представление о добре и долге, своя правда. В хижинах, говорил JI. Фейербах, мыс­лят иначе, чем во дворцах. Однако «золотое правило нравственности» касается всех без исключения людей, кем бы они ни были. В таком случае, как нравственность может быть разнообразной и в то же время всеобщей? Это, вероятно, происходит за счет универсальности требо­ваний. Универсальное — это то, что, оставаясь самим собой, проявляется всякий раз по-разному, в зависимости от обстановки, обстоятельств, ситуации. Третье противоречие. Подлинно моральным считают поступок, со­вершенный бескорыстно, без особой цели: добро совершается ради него самого, по доброй воле. Здесь обнаруживается свойство морали, которое не обещает человеку никакой «коврижки», здесь преследуется не прагматичная, а гуманитарная цель: сделать человека человеком, чтобы он был чем-то лучшим, чем биологическая особь, которая ест, размножается и производит средства, чтобы снова есть и размножаться. Четвертое противоречие морали связано с нравственным воспи­танием. Дело в том, что воспитывают и родители, и среда, и общест­во в целом. Постепенно человек усваивает некоторые стандарты, под которые он начинает подстраиваться. И это мнение если переходит границу меры, становится догматическим, удушающим всякое движе­ние души. В морали мы ведем себя не как частные лица, а как представители разумного мира: человек, соединяясь с другими людьми, признает се­бя равным, достойным уважения независимо от пола, возраста и расы. И тогда оказывается, что нравственное поведение только мнимо про­тиворечит общественному. На деле оно служит единению людей, еди­нению души и разума, утверждает нравственную общность человечества, и тогда любые групповые нормы поведения отступают перед универ­сальным единством человека. Пятая антиномия обнаруживается тогда, когда мы решаем вопрос о детерминации морали, о причине нравственных действий. С одной стороны, мораль сама является причиной. Но любая попытка опреде­лить причины нравственного поступка заведомо обречена на про­вал — если бы все было так просто, достаточно было бы «дергать» за эти причины, как за ниточки, добиваясь нужного поведения. На деле же высоконравственный человек способен поступать вопреки обстоя­тельствам, логике, общественному мнению, своим привычкам. Эта свобода есть автономия личности — величайшее достоинство морали, являющейся подлинной причиной нравственных поступков. Свобода составляет нравственную обязанность человека. Таким образом, подлинная сущность морали возникает из игры противоположностей, которая обладает следующими уникальными свойствами: безличный характер нравст­венного закона, всеобщность и универсальность нравственных требований; отсутст­вие морального мотива, прагматичности у моральной цели; нравственное равенство и нравственное единство человечества, свободная причинность, автономия личности в выборе того или иного средства для достижения поставленной нравственной цели.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.