Под классификацией понимается распределение изучаемых объектов на группы по определенному общему признаку. Нормы права классифицируются: 1) по функциям в механизме правового регулирования: а) исходные – нормы-принципы, нормы-дефиниции, устанавливающие общие начала правового регулирования общественных отношений, определения конкретных юридических понятий; б) нормы – правила поведения, регулирующие специфические правоотношения путем установления типичных прав и обязанностей; 2) по предмету правового регулирования (отраслевой принадлежности): а) нормы гражданского права; б) нормы уголовного права; в) нормы административного права и т. д. ; 3) по методу правового регулирования: а) императивные, содержащие властные предписания, не допускающие иного варианта поведения; б) диспозитивные, содержащие свободу усмотрения взаимных прав и обязанностей (присущи гражданскому праву); в) рекомендательные, предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения, от которого субъект вправе отказаться; г) поощрительные, стимулирующие социально полезное поведение и устанавливающие меры поощрения за определенные действия; 4) по функциональной направленности: а) регулятивные, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений; б) охранительные, направленные на защиту нарушенных субъективных прав и предупреждающие действия, которые могли бы нанести вред общественным отношениям; 5) по форме выражения предписания: а) запрещающие, содержащие запрет на совершение определенных действий; б) обязывающие, предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия; в) управомочивающие, предоставляющие возможность совершать определенные действия; 6) по сфере действия: а) общефедеральные, действующие на территории всей страны; б) республиканские, действующие на территории субъекта федерации; в) местные, действующие на территории определенного муниципального образования; г) локальные, действующие на территории конкретного предприятия, учреждения, организации; 7) по юридической силе – нормы законов и нормы подзаконных актов; 8) по характеру – материальные (устанавливающие, что регулирует норма права) и процессуальные (каким образом регулирует); 9) по времени действия – постоянные (содержащиеся в законах) и временные (содержащиеся, например, в указе президента о введении чрезвычайного положения на определенной территории); 10) по субъекту правотворчества: а) принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами; б) принятые негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления). Также выделяют бланкетные нормы, содержащие общее направление правил поведения, содержание которого устанавливается уполномоченным органом, и иные виды норм.