Права человека – это определенные нормативно-структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами. Древний мир (7 в. до н. э. – 5 в. н. э.). Древний мир делился на 2 мира: Восток и Запад. Но права человека начинают формироваться на Западе => античный мир. 1. Личность не воспринималась как самодостаточная ценность. Она рассматривалась через интересы полиса. Если ты гражданин полиса, то у тебя есть весь комплекс прав, если не гражданин – то нет прав (Аристотель). Но позже Эпикур поставил крест на этике Ари-стотеля. Он считал, что человек – это человек, это естество природы. 2. Права человека носят нравственно-этический характер. Доминируют не юридические категории, а нравственно-этические. Права отличались рационализмом, а не божественным началом. Греческая мысль прошла в развитии несколько пластов: 1) Софисты (концепция равенства людей по природе, но все же отмечали, что неравенст-во происходит из человеческих законов, а не из природы: правами обладают только граждане полиса). 2) Классический вариант (Платон, Аристотель). Платон впервые ставит вопрос об уничтожении частной собственности, но не во всем со-циуме. Он отмечал, что в полисе есть пекари, кузнецы, ткачи, которые вносят определен-ный вклад в существование общества, т. е. каждый человек вносит свою частичку в общее дело полиса, т. е. тогда может только существовать отдельный человек. В его проекте идеального государства отсутствует частная собственность и деление людей на свободных и рабов. Платон признает равноправие женщин и мужчин. Платон предлагал лишить част-ной собственности управленцев и воинов. У ремесленников сохраняется частная собственность, т. к. их не допускают к управлению полисом. 3) Пласт, связанный с упадком греческо – политической мысли (Эпикур). Эпикур: гражданин – это когда ты – человек. Человек – естество природы. Стоит у исто-ков договорной концепции происхождения государства. Люди должны договариваться о возникновении государства. Согласно Эпикуру, свобода человека – это его ответственность за разумный выбор своего образа жизни. 4) Стоики (Стоицизм): выдвинули идею космополитизма, человека – гражданина мира. Стоики утверждали, что все люди – граждане единого мирового государства и что чело-век - гражданин вселенной. Из позиций стоиков следует, что рабство не имеет оправдания, т. к. оно противоречит общему закону и мировому согражданству людей. Согласно Сенеке, Вселенная – естественное государство со своим естественным правом, признание которых – дело необходимое и разумное. Членами этого государства по закону природы являются все люди независимо от того, признают они это или нет. Исходя из естественного права как общеобязательного и равного для всего мировго закона, Сенека наиболее последовательно отстаивал идею духовной свободы и равенства всех людей. Поясняя деление права на публичное и частное, отмечали, что публичное право отно-сится к положению римского государства, а частное относится к пользе отдельных лиц. Частное право включало в свою очередь в себя следующие 3 части: естественное право, право народов, цивильное право. К естественному праву относились все значимые с точки зрения предписания природы (также относили брак, воспитание детей). Право народов римские юристы понимали как такое право, которым пользуются народы человечества. При этом естественное право является общим для всех животных, а право народов – лишь для людей. Средние векаВыделяют классическое средневековье (Европа, с 5 в. до 14 в.) Если в античности церковь стояла у ног государства, то в эпоху Средневековья церковь подминает под себя государство. Теологическое государство - права человека были связа-ны с религиозным мировоззрением. Происходит откат от рационализма в сфере прав человека, усиливается теологическая концепция. В Средневековье зарождается христианство, становится доминирующим. Библия стано-вится основой взаимоотношений между людьми в обществе. Христианство выступило как религия свободы и сыграло значительную роль в процессе становления универсальных понятий прав человека. Согласно христианству, все люди рав-ны как дети Божии. Это всеобщее равенство сочетается в христианстве со всеобщей свобо-дой. Появилось золотое правило справедливого поведения каждого человека. То, как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с ними. Это золотое правило имеет в виду общую и равную для всех людей норму поведения. Появилась специальная наука – схоластика, которая доказывала приоритет церкви. Представителем ее был Фома Аквинский. Согласно Ф. А., существует:- вечный закон – это мудрость бога, которая вершит все мироздание. Этот закон человеку не доступен. - божественный закон – это отдельные элементы вечного закона, которые представляют собой божественное откровение. - естественный закон – это отдельные элементы божественного закона, на основе кото-рых строится реальная жизнь. - позитивный закон – это закон, созданный монархом. Ф. А. связывает земное с неземным. Существенное значение имело учение Фомы Аквинского о естественном законе, который предписывает всем людям стремиться к самосохранению и продолжению рода, искать ис-тину и истинного Бога, уважать достоинство каждого человека. Заслуга Ф. А. состояла в том, что он попытался придать научный характер того, что все на земле от бога.