Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами. Под заметным влиянием передовой европейской политико-правовой мысли и революционных преобразований в 18в. в США и во Франции естественноправовые идеи о равенстве всех людей, о неотчуждаемых правах и свободах человека постепенно получили распространение и в царской России. Одним из первых защитников таких идей был Радищев. Эти идеи он использовал для критики российского самодержавия и крепостничества. С естественноправовых позиций он развивал представления о свободе и равенстве всех людей в естественном состоянии, о договорном происхождении государства, о неотчуждаемых правах человека на свою жизнь, собственность, равный суд, свободу мысли и слова, о суверенитете народа и его праве свергнуть несправедливый строй. Чичерин защищал свободу, равенство и права людей. Он характеризовал человека как свободную метафизическую сущность и носителя разумной воли. Он отмечал, что свободная воля составляет основное определение человека как разумного существа. Именно вследствие этого он признается лицом и ему присваиваются права. Личность – есть определяющее начало всех общественных отношений. Справедливым считается то, что одинаково прилагается ко всем: все люди есть разумно-свободные существа, все созданы по образу и подобию Божьему, и равны между собой. Человеческая свобода – явление историческое, а не природное, т. е. это гражданская свобода, подчиненная общему закону. Новгородцев стремился утвердить нравственный идеализм в юриспруденции. С этим связаны и его призывы к возрождению естественного права в качестве необходимой ду-ховной и нравственной основы права. Человечество, согласно Новгородцеву, всегда стоит перед выбором между общественной гармонией и свободой. Он делает выбор в пользу свободы, равенства и прав индивидов. Идеи свободы, равенства и прав людей получили глубокую разработку и защиту в творчестве Соловьева. Он трактовал взаимосвязи естественного и положительного права как соотношение разумной сущности права и ее реального проявления в действующем праве. Понятия личности, свободы и равенства составляют сущность естественного права. Он полагал, что в основе права лежит свобода как характеристический признак личности. Правом определяется отношение лиц. ТО, что не есть лицо, не м. б. субъектом права. Но свобода лица превращается в право только тогда, когда за всеми одинаково епризнается их свобода. Право есть свобода, обуслов-ленная равенством. Соловьев считал, что принцип права требует ограничить частный произвол в пользу общего блага. Экономическую задачу гос-ва он видел в том, чтобы принудительно обеспечить каждому известную минимальную степень материального благосостояния как необходимое усл-ие для достойного человеческого существования. Свобода личности была главной проблемой творчества Бердяева. Он отличает личность от индивида. Индивид есть категория натуралистическая, биологическая, социологическая, а личность – категория духовная. Он подчеркивал, что личность есть субъект, а не объект среди объектов и не вещь среди вещей. Центральное место занимают понятия абсолютных и неотчуждаемых прав чел-ка, имеющих божественное (и духовное) происхождение и идущих от Бога, а не от природы, общ-ва, гос-ва. Корни этого права в том, что от Бога происходит лишь свобода, а не власть. Неотчуждаемые права выступают как форма выражения и существования в земном мире личной свободы. Бердяев считал, что Декларация прав Бога и декларация прав чел-ка есть одна и та же декларация.