Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами. Конец 17, 18, нач. 19 вв. Рушатся отношения подданства (т. е. когда у государства есть права, а у человека - обязанности, т. е. односторонние отношения), заменяются на отношения гражданства. Религиозное мировоззрение заменяется на рационалистическое. Изменяется роль государства. Этатизм (приоритетная ценность роли государства) заменяется на концепцию минимального государства. Выдвигается лозунг: свобода, равенство, богатство. Мыслители считали, что человек – это творение естества, человек от природы имеет определенный комплекс прав. Юридическое мировоззрение буржуазии включает 3 взаимосвязанные концепции: 1) концепция естественного права личности. Для того чтобы эти права соблюдались, необходим гарант этих прав, поэтому появляется договорная концепция. 2) договорная концепция происхождения государства. Необходимо было осуществить дисперсию власти => 3) теория разделения властей. Формируется либеральное государство: правовое и демократическое государство. Дж. Локк разработал доктрину неотчуждаемых прав и свобод человека на основе идей господства права, правовой организации государственной жизни, разделения властей. Со-гласно Локку, закон природы является выражением разумности человеческого существа и требует мира и безопасности для всего человечества. Локк обозначает совокупность неотчуждаемых естественных прав человека как право собственности, т. е. каждый человек по закону природы имеет право отстаивать свою собственность, т. е. свою жизнь, свободу, имущество. Обеспечение этих неотчуждаемых прав и является главной целью договорного объединения людей в государство и передачи себя под его власть. Обеспечение неотчуждаемых прав человека Локк связывает с двумя существенными моментами: 1) необходимости разделения властей (на законодательную, исполнительную и федеративную). 2) второй момент состоит в доктрине законности сопротивления всяким незаконным проявлениям власти. Законность такого сопротивления коренится в суверенных правомочиях народа – учредителя государства. И после заключения общественного договора народ остается сувереном и судьей, решающим, правильно ли учрежденные и уполномоченные им власти выполняют возложенные на них договорные обязательства. Большое внимание Локк уделял анализу связи между законом и свободой. Целью закона является не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы. Там, где нет законов, там и нет свободы. Разрешено все, что не запрещено законом. Запрещено все, что не разрешено законом. Мыслители этой эпохи спорили о том, что важнее: свобода или равенство. В 19 в. Просвещение превращается в либерализм. Мыслители начинают говорить о свободе. Эпоха наградила нас 2-мя каталогами: 1) к. естественных прав. 2) к. политических прав.