Планирование представляет собой процесс подготовки решений о целях, средствах и действиях работников предприятия путем целенаправленной сравнительной оценке различных альтернативных вариантов действий в ожидаемых условиях. Принятие плановых решений всегда связано с использованием ресурсов. План – это тот или иной вариант использования ресурсов предприятия. Поэтому ресурсы предприятия являются предметом планирования на предприятии. Цель планирования ресурсов – оптимизация их использования. В практике планирования принято выделять следующие группы ресурсов:1 Трудовые ресурсы – это часть трудоспособного населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями. Трудовые ресурсы имеют количественную и качественную оценку. На предприятии предметом планирования трудовых ресурсов могут быть следующие показатели: - численность и структура кадров; - производительность труда; - оплата труда; - потребность в рабочей силе и подготовке; - нормы времени, выработки, трудоемкость производственной программы, длительность производственного цикла. 2 Производственные фонды. Основные производственные фонды составляют материально – техническую базу предприятия и являются важнейшим объектом планирования. От их объема зависит производственная мощность предприятия и уровень технической вооруженности труда. Основные производственные фонды охватывают огромное количество средств труда. Цель планирования основных производственных фондов – найти их оптимальную величину, состав и структуру, которые бы обеспечили достижение поставленных стратегических и тактических целей предприятия. Предметом планирования основных производственных фондов являются следующие показатели: - мероприятия по капитальному ремонту и модернизации основных фондов; - размеры и структура машинного парка; - производственная мощность предприятия; - режим работы оборудования. 3. Инвестиции – это финансовые и материальные ресурсы, а также все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты деятельности с целью получения прибыли и достижения социального эффекта. В зависимости от характера ценностей предметом планирования являются три типа инвестиций: - реальные (долговременные вложения средств в материальное производство); - финансовые (приобретение ценных бумаг и имущественных прав); - интеллектуальные (вложение средств в персонал). Объекты планирования инвестиционной деятельности могут быть: - ценные бумаги; - интеллектуальные ценности; - научно-техническая продукция. 4. Информация как ресурс представляет собой формализованную совокупность знаний научного, технического, производственного, управленческого, экономического, коммерческого или иного характера. 5. Время – как ресурс присутствует во всех показателях планирования. В планировании рассматривается экономия или потеря времени. Оценка осуществляется в часах, днях, неделях, месяцах. 6. Предпринимательский талант. В основе лежат врожденные задатки. Привить эти качества сложно, порой невозможно. Основан на новаторстве, ответственности, склонности к риску и других личностных качеств.