По определению экспертов ВОЗ, критериями жизнедеятельности являются: 1) ориентация; 2) общение; 3) самообслуживание; 4) передвижение; 5) занятия трудовой деятельностью; 6) контроль за своим поведением; 7) обучение. Ограничение жизнедеятельности характеризуется отсутствием одного или сочетанием нескольких указанных критериев. Ограничение жизнедеятельности ребенка определяется нарушением функций и подразделяется на три степени: резкое, значительное, выраженное. Инвалидность у ребенка – состояние стойкой социальной дезадаптации, вызванное ограничением его жизнедеятельности вследствие нарушения функций органов или их систем. Экспертами ВОЗ разработаны критерии выживания, которые характеризуют инвалидность: 1) ориентация в окружающем мире; 2) физическая независимость; 3) мобильность; 4) общение; 5) занятия; 6) экономическая независимость. Выделяются четыре степени ограничения критериев выживания: незначительная, умеренная, значительная, резкая. Незначительная степень характеризуется возможностью полной компенсации соответствующего критерия при использовании вспомогательных устройств или при постоянном приеме лекарств, а также при периодическом расстройстве данного критерия. Умеренная степень определяется в случаях достижения частичной компенсации при использовании вспомогательных устройств или медикаментов. Значительная степень наблюдается в случаях, когда необходима помощь других лиц. Резкая степень ограничения требует постоянной помощи в специальном учреждении. Это лицо, нуждающееся в социальной помощи и защите в связи с ограничением своей жизнедеятельности по причине наличия каких-либо физических или умственных недостатков. Индивидуальная программа реабилитации является документом, обязательным для исполнения соответствующими государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности. Поводом для установления инвалидности является не сама болезнь или травма, а их последствия. Последствия могут проявляться в виде нарушений какой-либо психической, физиологической или анатомической структуры либо функции, что в свою очередь приводит к ограничению жизнедеятельности и социальной недостаточности ребенка.