Субъективно-прагматический метод стимулирования деятельности и поведения воспитанников основывается на созданииусловий, когда быть воспитанным, необразованным, нарушатьдисциплину и общественный порядок становится невыгодно, экономически накладно. Педагоги используют напряженную общественно-экономическую ситуацию в воспитательных целях. Ониподчеркивают тесную связь хорошего школьного воспитания с будущим социально-экономическим положением человека. В этойсвязи воспитание приобретает обостренно-личностную направленность, когда воспитанник изо всех сил стремится заслужить положительные отзывы. Конкретные модификации субъективно-прагматического методаследующие: 1) контракты, которые заключают воспитанники с воспитателями, где четко определяются обязанности сторон;2} личные карточки самосовершенствования, которые составляются воспитателями и родителями; 3) дифференцированные группы по интересам; 4) мониторинг, т. е. непрерывное наблюдение за поведением,социальным развитием воспитанника; 5) тесты воспитанности, социальной зрелости, соревнования,конкурсы; 6) штрафы (в баллах, очках), влекущие за собой вполне реальные наказания.