Рассказ традиционно рассматривается как один из важнейшихметодов изложения нового материала. Однако сложность такогоподхода к этому методу заключается в том, что разным учащимсяпорой трудно воспринимать одинаковую информационную нагрузку при коллективных формах обучения, у них и возникают затруднения в плане прочности запоминания, глубины мыслительной деятельности. Чтобы избежать этого, учителя пытаются менять походу урока виды деятельности учащихся (слушание, наблюдение,выполнение самостоятельных работ и т. п.), однако это не всегдаэффективно. Лекция - это тоже один из методов устного изложения, который отличается от рассказа большей строгостью изложения, лекции читаются по наиболее общим, фундаментальным вопросам ипо тому учебному материалу, которого, как правило, нет в соответствующих учебниках. Этот метод используется в старших классах. Лекция, как и рассказ, может читаться с целью передать учащимсяготовую информацию (часто с элементами проблемного изложения). Все требования, предъявляемые к методу рассказа, предъявляются и к лекции. В зависимости от дидактических целей обученияэти методы (лекция и рассказ) могут быть вводными, обобщающими, обзорными и проблемными. Беседа является одним из важнейших методов устного изложения. Она, так же как и предыдущие методы, может использоватьсяпо-разному. Наиболее эффективными являются поисковые беседы (с элементами проблемного обучения), которые вооружают учащихсяспособами научного поиска. Такие беседы дают возможность учащимся самим решать посильные для них познавательные задачи. Излагая учебный материал или обобщая изученный, учитель постепенно обращается к учащимся с вопросами, которые вовлекают ихв самостоятельное решение познавательных задач (можно высказать предположение, объяснить сущность каких-то фактов, сделатьвыводы из проведенного опыта и т. п.).