Пример - воспитательный метод исключительной силы. Еговоздействие основывается на известной закономерности: явления,воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваютсяв сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово - науровне второй. Пример дает конкретные образцы для подражанияи тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом. Упражнение - способ привлечения к деятельности - практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. Результат упражнения - устойчивые качества личности навыки и привычки. Эффективность упражнения зависит от следующих важных условий: 1) системы упражнений; 2) их содержания; 3) доступности и посильности упражнений; 4) объема; 5) частоты повторений; 6) контроля и коррекции; 7) личностных особенностей воспитанников; 8) места и времени выполнения упражнений; 9) сочетания индивидуальных, групповых и коллективных формупражнений;10) мотивации и стимулирования упражнений.