Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: «Родился человек», - т. е. говорим о биологическом его рождении. Однако дальнейший процесс биологического развития теснейшим образом сочетаетсяс приобретением таких качеств и свойств, которые по своему происхождению не связаны с биологической природой человека (например: усвоение навыков, привычки, поведение и др.). Названные свойства и качествамогут сформироваться лишь прижизненно и характеризуют социальноеразвитие человека. Таким образом, общее понятие «человек» включаетв себя более узкое и специфическое понятие - «личность». О личности мы судим по следующим признакам: 1) определенные сформированные социальные качества (ответственность, достоинство, индивидуальность, общественная активность, твердость взглядов и убеждений); 2) личность характеризуется таким уровнем психического развития,который позволяет ей управлять собственным поведением и деятельностью. Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них - существенный и главный признак личности. Ученые единодушны в том, что движущими силами в самовоспитанииличности являются определенные противоречия. Механизм самовоспитания имеет следующие особенности: воспитанник выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит себяк жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности поулучшению окружающего мира. Между указанными факторами самовоспитания существуют сложные взаимосвязи и противоречия: цель жизниможет быть одной, а увлеченность - в другой сфере, в результате чегомежду желанием совершенствовать себя и реальным самовоспитаниемвозникает несоответствие и т. д. и не всегда противоречия могут бытьразрешены усилиями самого воспитанника. В своей работе А. И. Кочетов определяет параметры самовоспитания: 1) направленность, т. е. мотивы работы над собой; 2) содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое,эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное) 3)устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное); 4) эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и вспомогательные). Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитания заключается в том, что-надо сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в действие такие факторы, как самосознание, увлеченность, направленность,умение управлять собой и т. д.