Перестройка всей системы народного образования была одной из главных задач после Октябрьской революции 1917 г. События Великой Отечественной войны сильно отразились на деятельности российских школ: 1) школа была окончательно поставлена на путь политизации и идеологизации учебного процесса и внешкольной работы; 2) вернулась трудовая подготовка. Основные деятели педагогической науки послереволюционного периода: 1) А. С. Макаренко (1888–193 9) поддерживал идею коллективного воспитания; 2) В. А. Сухомлинский (1918–1970) работал над аспектами теории и практики воспитания, отстаивал идеи гуманизации школьного образования; 3) П. П. Блонский (1884–194 1) – развил теорию трудовой народной школы, направленную на повышение уровня обучения и развитие нравственно-этических норм. В послевоенные годы следует отметить следующие изменения в образовательной системе в России: 1) идеологизацию; 2) введение централизованного управления школой; 3) введение единообразия ее типов и учебных программ; 4) контроль над школой партийных органов существенно усилился; 5) полная средняя школа стала десятилетней. Дети в нее принимались с семи лет; 6) количество десятилетних школ в городах, в отличие от сельской местности, быстро увеличивалось: 7) с 1945 г. было установлено обязательное семилетнее обучение. В результате нехватки рабочей силы в 1950-е гг. произошли изменения в образовании: 1) в стране было введено обязательное восьмилетнее образование; 2) срок обучения в полной средней школе увеличился до одиннадцати лет; 3) была введена обязательная производственная подготовка; 4) существенно усилилась профориентационная работа; 5) был учрежден новый тип учебных заведений – профессионально-технические училища; 6) возврат к десятилетке после пяти лет существования системы одиннадцатилетнего образования; 7) во все учебные дисциплины стали вводиться новые научные знания. Кризис образования пытались решить введением многоуровневой системы в сфере высшего образования, а также созданием различных типов средних учебных заведений: 1) колледжей; 2) гимназий; 3) лицеев; 4) профильных и частных школ; 5) национальных школ. Однако это не решило существующих проблем.