Процесс обучения – педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности. В процессе обучения участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты – учитель и ученик. Первая группа – неподменяемость другими путями функции организации усвоения молодым поколением социального опыта. Вторая группа отличает обучение определенной цивилизации, специфического социального организма. Третья группа признаков процесса обучения обусловлена конкретным временем и зависит от знаний учителя. Обучение – это целенаправленный, организованный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков. В обучении реализуются или, по крайней мере, должны реализоваться все важнейшие, основные функции процесса обучения: 1) образовательная; 2) развивающая; 3) воспитывающая. Успешная реализация каждой функции предполагает решение определенной группы задач обучения. В группу образовательных задач входит формирование знаний, выработка специфических умений и накопление личного опыта практической работы в той или иной области профессиональной деятельности. Перечислим основные структурные элементы. Восприятие учащимися изучаемого материала. Осмысление изучаемого материала. В процессе осмысления изучаемого материала у учащихся формируется умение сравнивать и анализировать изучаемые явления, вычленять их существенные и несущественные признаки, а также способность к рассуждениям, к выдвижению гипотез и теоретическим обобщениям, т. е. происходит умственное развитие. Познавательная деятельность по запоминанию изучаемого материала. Применение усвоенных знаний на практике. Законы в педагогике – это результаты познания процесса обучения, выраженные в неких теоретических постулатах. Выделим законы, которые наиболее четко и ясно сформулированы и отмечаются И. Я. Лернером, В. И. Загвязинским, Ю. К. Бабанским, М. Н. Скаткиным и др. Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения. Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся. Закон единства и целостности педагогического процесса. Закон единства и взаимосвязи теории и практики в обучении. Закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и групповой организации учебной деятельности. Закономерности в педагогике – это выражение действия законов в конкретных условиях. Совершенствование процесса обучения происходит на протяжении всей истории развития педагогики. В настоящее время можно выделить наиболее актуальные аспекты этой проблемы. Личностно-ориентированный подход к ученикам. Специализация на ранних этапах обучения. Информатизация процесса обучения.