В процессе познания окружающей действительности (то же ив процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтомупринцип наглядности выражает необходимость формированияу учащихся представлений и понятий на основе всех чувственныхвосприятий предметов и явлений. Если человек получает информацию одновременно с помощью зрения и слуха, то она воспринимается более обостренно по сравнению с той информацией, которая поступает лишь через посредство зрения или только черезпосредство слуха. Наглядность, используемая в процессе изучения различных учебных дисциплин, имеет свои конкретные особенности, свои виды. Натуральная, или естественная, наглядность. К этому видуотносятся естественные объекты и явления, т. е. такие, какиевстречаются в действительности. Изобразительная наглядность. К этому виду относятся: макеты,модели каких-то технических устройств, стенды, разнообразные экранные средства (учебные фильмы, диафильмы и пр.), графическиеучебные пособия (плакаты, схемы, таблицы, рисунки и пр.). Специфическим видом наглядности является словесно-образная наглядность. К этому виду относятся яркие словесныеописания или рассказы об интересных случаях, например приизучении истории или литературы, различного рода звуковыесредства (видео- и магнитофонные записи). Другим видом наглядности является практический показобучающим тех или иных действий: выполнение физическихупражнений на уроках физкультуры, работа с определенным инструментом на уроках трудового обучения и т. п. Все названные основные виды наглядности очень часто дополняются еще одним своеобразным видом - это так называемаявнутренняя наглядность, когда в процессе обучения как бы осуществляется опора на прежний опыт обучающихся, когда им предлагается просто представить какую-либо ситуацию, какое-то явление. В последнее время особое значение в процессе обучения отводится изобразительной наглядности.