Обучение - это процесс двусторонней активности. Эти видыдеятельности (обучающего и обучающихся) могут осуществлятьсясамыми разнообразными способами в зависимости от используемых средств, от условий, при которых осуществляется та или инаядеятельность, от той или иной конкретной среды, в которой онаосуществляется. Методы обучения являются и исторической, и социальной категорией, так как они меняются в зависимости от исторических и социальных условий. Реформируются учебные учреждения, меняетсясодержание образования, вслед за этим меняются и способы деятельности обучающих и обучающихся. Эффективность процесса обучения прежде всего зависит оторганизации деятельности учащихся. Поэтому педагог стремитсясамыми разнообразными приемами активизировать эту деятельность, и потому наряду с понятием «методы обучения» мы употребляем и понятие «приемы обучения». Приемы могут определяться особенностями обучающей системы: при проблемном обучении это постановка проблемных ситуаций, при объяснительно-иллюстративном - это подробное планирование действий учащихся для достижения конкретных целейи т. п. Располагая разнообразными приемами и по-разному организуя характер деятельности учащихся и педагогов, тем не менеетрудно однозначно определить сущность методов обучения. Рассмотрим традиционную классификацию, сложившуюся в практической деятельности, опирающуюся на источники информации:словесные методы обучения (или методы устного изложения материала), наглядные и практические. Эта классификация, как ивсе остальные, подвергается критике, в частности со стороны отдельных представителей психологической науки, которые отмечают, что слово - это не источник знаний, а важнейший компонентпознавательного процесса, что словом создается образ явления,а это этап в процессе формирования знаний, и поэтому слово неможет рассматриваться как источник. Однако слово может рассматриваться и как средство формирования знаний, и как их источник. Это доказано исторической практикой обучения, опытом самой жизни.