В целом педагогический процесс нацелен на то, чтобы развить в ребенке те качества, которые сделают его сильной творческой личностью, способной уверенно чувствовать себя в условиях современной жизни, освободят его от возможных конфликтов или неверных путей. Физическое здоровье, культура ума и чувств, сильный характер, здоровые социальные навыки не спасают от глубоких, часто трагических конфликтов в душе человека, не охраняют его в страшные часы одинокого раздумья. А. Рогозянский говорит: «Одни стремятся интенсифицировать процесс обучения и развития, другие считают: пусть все происходит плавным, естественным образом. Одни хотят уберечь детей от дурных влияний и продлить „розовое детство“ своих подопечных, другие возражают: нужно готовить ребенка ко встрече с реальностью – и советуют учить плавать, разом бросая детей в глубокую воду». Образование и педагогический процесс должны быть не просто «обязаловкой», но частью жизни обучающегося. В отношении анализа реального образовательного процесса ставятся следующие вопросы: 1) насколько образовательный процесс есть введение в деятельность, а насколько он есть введение в информацию; 2) насколько образовательный процесс является процессом введения в целостную деятельность; 3) насколько реально осуществляется функционали-зация информации, соответствующей этим частям. Типичными искушениями для образовательного процесса в этом отношении являются: 1) желание следовать архивной организации знания и, превращать образовательный процесс во введение в «знание», а не в деятельность; 2) искушение не сообразовывать друг с другом разные части образовательного процесса как целого; 3) стремление каждого фрагмента процесса проводить исключительно свою логику в культивировании деятельности; 4) насколько реально осуществляется функционали-зация информации, превращается ли она в знание или так и остается информацией. Другой ракурс проблемы функциональности знания – это проблема функциональной целостности знания в процессе его развертки в течение образовательного процесса в целом – проблема воспроизводства функциональности знания. Основным искушением для образовательного процесса является желание разделить информацию на крупные функциональные блоки и давать эти блоки сразу целиком, но: 1) величина объема и однородность информации не позволит функционализировать ее целиком, и, следовательно, преобладающая часть ее не превратиться в знание; 2) то же самое желание не даст возможности развернуть и глубину этой информации, такой способ развертки будет обречен на поверхностность.