Наглядные методы условно делятся на две группы: 1) метод иллюстраций – показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и т. д. ; 2) метод демонстраций – демонстрация приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. Классификация практических методов может быть представлена так. Беседа – это вопросно-ответный метод обучения, который применяется на всех этапах процесса обучения. Она может быть нескольких видов: 1) беседа, применяемая для сообщения новых знаний; 2) беседа, применяемая для закрепления знаний; 3) беседа для проверки и оценки знаний; 4) беседа при повторении пройденного материала. Существуют определенные требования к этому методу: 1) вопросы учителя должны быть краткими и четкими; они должны задаваться в логической последовательности; должны заставить ученика задуматься, что-то припомнить; общее количество вопросов должно быть не очень большим, но достаточным для достижения дидактической цели; 2) ответы учащихся должны быть полными, сознательными и аргументированными; должны отражать самостоятельность мышления, должны быть точными и ясными, а также литературно корректными; 3) требования к организации беседы: вопросы следует задавать всему классу, после чего делать небольшую паузу, во время которой все учащиеся мысленно готовятся к ответу, и только после этого называть фамилию какого-либо ученика. В педагогике беседу характеризуют как практический метод, называют ее эвристической беседой, т. е. особым видом беседы, при котором умело поставленные вопросы учителя помогают учащимся самостоятельно найти решение поставленной задачи. Диспуты – обсуждение определенных вопросов. Чаще всего это форма внеклассной работы. Экскурсия – источник получения новых знаний. С нее может начинаться ознакомление с новым материалом, либо она служит средством закрепления и повторения работы, проведенной на уроке. Эксперимент и лабораторная работа – метод, когда учащиеся сами открывают для себя новое, применяя свои теоретические знания на практике. Работа с учебником, книгой – усвоение нового материла самостоятельно, при использовании необходимых учебных пособий. Игра – это средство проведения досуга, физической разрядки. Она активизирует процесс непроизвольного запоминания, повышает интерес к познавательной деятельности. Упражнения – основной метод закрепления знаний и выработки умений и навыков, а также развития умственных способностей учащихся.