Воспитание растущего человека как формирование развитойличности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности,формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как насоздание материальных возможностей, объективных социальныхусловий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том,чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образамышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовностик участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развитиямногообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности. Вопрос об отношениях коллектива и личности - один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав исвобод человека он приобретает особую важность. Процесс включения ученика в систему коллективных отношенийсложный, неоднозначный, нередко противоречивый. Положениеличности в системе коллективных отношений самым существенным образом зависит от ее индивидуального социального опыта. Именно опыт определяет характер ее суждений, системы ценностных ориентации, линию поведения.