Критерии воспитанности - это теоретически разработанныепоказатели уровня сформированности различных качеств личности(коллектива). Оформляются они обычно в виде шкалы наименований. Критерии воспитанности условно можно подразделить: 1) на «жесткие» - важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи; 2) «мягкие» - для характеристики школьного воспитания, помогают получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности проникать вглубь. Можно выделить две группы критериев воспитанности: 1) содержательные - связаны с выделением адекватныхизучаемому качеству показателей; 2) оценочные - с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества. Можно выделить: 1) общие критерии для диагностики конечных результатов достигнутого уровня воспитанности личности или коллектива; 2) частные критерии - для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств. По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы: 1) связанные с проявлением результатов воспитания вовнешней форме - суждениях, оценках, поступках, действияхличности; 2) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, - мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.