Обучаемость - это способность учащегося овладеть заданным содержанием обучения. Важнейшими компонентами понятия обучаемости являются следующие: 1) потенциальные возможности обучаемого - индивидуальные характеристики обучаемого (восприимчивость, готовность к умственному труду, способность учиться, успешность познавательной деятельности и др.); 2) действенных знаний; 3) процесса (- ответствен за качество. . ) эффективности познавательного процесса; 4) темпы продвижения в обучение (усвоения знании). Обучаемость учащихся можно диагностировать по темпам. 1. темп усвоения знаний, умений (Ту). Можно охарактеризовать прежде всего время усвоения эталонного понятия (выполнения эталонного теста), а также произвольного понятия или теста* Ту = Тф/Тэ х 100%,где Тф - фактически затраченное время на полное усвоение эталонного понятия или выполнение эталонного теста конкретным обучаемым;Тэ - среднестатистическое время выполнения эталонного задания. 2. Темпы продвижения в обучении (Тп). Этот показатель темпа намного полнее характеризует обучаемость, поскольку учитывает более длительный период обучения, на котором влияние данного качества проявляется значительно сильнееТп = Ту/Дэ х 100%,где Ту - время полного усвоения раздела конкретным учащимся;Тэ - эталонное время усвоения того же объема учебного материала, установленное экспертным путем или же с помощью теоретических расчетов. 3. Темпы прироста результатов (Тр). Этот показатель характеризует динамику обучаемости и имеет исключительно важное значение для понимания и оперативного учета изменений, происходящих в учебном процессе. Эти изменения носят характер повышения, стабилизации или снижения результативности. Показатель изменения результативности (Тр) выражает отношение последующих достижений к предыдущим значениям показателя обучения. Тр = Тп/Дд х 100%,где Тп - последующее зафиксированное значение показателя обучения (в процентах, относительных: х, баллах);Тд - зафиксированное значение достигнутого (предыдущего) показателя или среднеарифметическое значение ряда показателей.