Закономерность отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенныхусловиях взаимосвязи. Для выяснения логической основы классификации многочисленных и многоплановых закономерностей обучения создается модель. В ней процесс обучения рассматривается как система, компонентами которой являются различные стороны целостногопроцесса: 1) дидактический компонент, обобщающий собственно дидактические характеристики процесса, такие, как цели, содержание,виды, методы, средства, способы, формы обучения и т. д. ; 2) гносеологический компонент процесса, определяющий егов аспекте познания учащимся под руководством учителя объективной действительности, фактов и законов природы и общества, самих себя; 3) психологический компонент процесса, относящийся преимущественно к внутренней, психической (познавательной) деятельности учащихся в процессе обучения; 4) в кибернетическом аспекте находят отражение все многообразие связей, существующих в учебном процессе, циркуляция информационных потоков, а главное - управление усвоением информации; 5) социологический компонент системы охватывает отношениемежду участниками учебного процесса;6} организационный компонент, отражающий учебный процессв аспекте интеллектуального труда.