Какой именно тип мышления формируется в данной педагогической ситуации, зависит от следующих факторов: от характера материала, с которым имеет дело учащийся; от типа задачи, которую он решает; от возраста и уровня развития учащегося; от способа обучения. Понять материал – значит установить связи вещей и явлений друг с другом, а также с опытом и знаниями, которые уже имеются у учащегося. Мыслить – значит использовать эти связи для решения определенных задач. Такие связи могут иметь различный характер. В одном материале они преимущественно логические, в другом – могут иметь функциональный характер. В некоторых случаях связи могут выражать ненаучный закон, а какие-нибудь устойчивые сочетания фактов, встречающиеся в практике. Подобные данные можно назвать правило-сообразными. Наконец, могут встречаться материалы, где связи между данными вообще случайные, имеются только в этом материале. Если мышление верно отражает действительность, то оно может опираться лишь на те связи, которые фактически имеются в его исходных сведениях. Необходимые данные создают возможности для развертывания логического мышления, детерминированные – научного (при этом научное мышление будет обязательно и логическим), правилосообразные – практического, а случайные – образного мышления. Не на всяком материале можно формировать любое мышление. В зависимости от того, какой характер связей преобладает в определенном учебном материале, изменяются и возможности, которые он предоставляет для обучения тому или иному типу мышления. Если первый фактор – характер данных – создает лишь возможности для развертывания определенного типа мышления, то второй фактор – характер задачи – порождает необходимость в этом. Каждая задача для своего решения требует выявления и использования определенных связей исходных данных. Абсолютные возрастные рамки (третий фактор) для мышления ставить трудно. Разные уровни и типы мышления могут сосуществовать у одного и того же человека одновременно в зависимости от его знаний и практики соответствующего мышления в тех или иных областях. Однако в общем, по-видимому, развитие мышления с возрастом идет от образно-практических типов к научному и теоретическому. Четвертый фактор – способ обучения, способ установления отношений, которыми оперирует мышление. Анализ показывает, что существуют три основных способа обучения. 1. Путь обучения принципам – лучше для усвоения понятий. 2. Путь обучения на примерах – лучше для запоминания. 3. Путь обучения способам мышления – помогает переносу умственных навыков.