К середине 1960-х гг. международная обстановкаоставалась для СССР сложной и противоречивой:единый в прошлом социалистический лагерь находился в состоянии раскола из-за антисоветской деятельности китайского руководства; отношения с Западомвновь осложнялись из-за начавшейся открытой агрессии США во Вьетнаме; политика СССР в странахтретьего мира не приносила ожидаемых результатов. Брежневское руководство в своей внешней политикепо-прежнему исходило из тезиса о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу СССРи союзных ему стран, в то время как позиции СШАи НАТО оценивались как ослабленные. Тем не менее к концу 1960 - началу 1970-х гг. после целой полосы кризисов началась постепенная нормализацияотношений между Востоком и Западом. Уже с начала 1960-х гг. советское руководство (как,впрочем, и руководство США) стремилось ослабитьпрямое военное противостояние с США, переносяцентр тяжести конфронтации в различные регионы. В течение более 10 лет (1964-1975 гг.) СССР оказывал всестороннюю помощь и поддержку Демократической Республике Вьетнам в борьбе противамериканской агрессии. С июня 1967 г. после началаарабо-израильской войны на Ближнем Востоке СССРзанял однозначно проарабскую позицию и направилв Египет и Сирию не только огромное количество оружия, но и военных специалистов. Новое руководство, пришедшее к власти в октябре1964 г., провозгласило курс на стабилизацию экономики, приоритет научных методов управления. Реформа 1965 г. на первый план выдвигала экономические методы управления. Это не означало отказа отадминистративной экономики. Администрация получала рычаги воздействия на производство посредством использования интересов трудовых коллективов. Предприятию спускались сверху лишь пятьпоказателей: реализация продукции, ассортиментосновных изделий, фонд заработной платы, прибыльи рентабельность. В течение 1965-1967 гг. были повышены цены на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, увеличилась прибыль производителей, было проведено выравнивание уровнейрентабельности отдельных отраслей. Но дальше реформа не пошла. Становилось очевидным, что плановая экономика окончательно разладилась, ее резервы исчерпаны, а косметические реформы уже неприносили ощутимого эффекта. Совершенстао политического общества представлялось настолько абсолютным, что не моглоподвергаться ни малейшему сомнению. Если экономический механизм перетерпел хоть малейшиеизменения, реагируя на экономическую ситуацию,то политический механизм, напротив, отличался стабильностью, основанной на догматах политическойкультуры и мышления. Четверть века командно-бюрократическая система безраздельно осуществляла свое политическое господство. На протяжениидлительного времени безнравственно эксплуатировалась идея авангардной роли рабочего классав советском обществе. Провозглашая рабочийкласс ведущей политической силой, советскийпартийный аппарат поставил абсолютное большинство рабочих вне политики.