Проблема соотношения обучения и развития. Связь обуч. и разв. явл. центральной проблемой пед. психологии. В связи с этим понятие «развитие»-это сложное поступательные движения в ходе к-го происходят регрессивные и прогрессивные интеллектуальные личностные поведенчиские и деятельностные изменения в самом человеке. (Выготский). Развитие особенно личн. не прекращается до момента прекращения самой жизни. Меняясь по направлению интенсивности хар-ру и качественности хар-ми развития явл: 1)необратимость 2)процесс или регресс 3)неравномерность 4)сохранение предыдущего в новом и единство изменения и сохранения. Одним из ведущих положений в пстихол. явл. мысль о том, что обучение должно быть не только условием но и основой и ср-ом псиъического, а в целом личностного развития. Движущие силы псих. развития. Противоречие- это 1)м\ду потребностями чел. и внешн. обстноятельствами 2)м\ду возрастающими способностями и старыми формами д. 3)м\ду параждемые новой д. потребностями и возможностью их удовлетворения. 4)м\ду новыми требованиями д. и несформированными умениями. 5)м\ду достигнутым уровнем развития его знаний умений способностей, т. е. м\ду новым и старым. Такое понимание движущих сил было сформулировано Выготским, Леонтьевым, Элькониным. при чем само псих. развитие трактуется как качественное изменение личности в ходе к-го формируется возрастные новообразования. под возрастными новообразованиями сл. понимать новый тип личности и ее д. псих. и соц. изменения к-е впервые возникают на данной возрастной ступени и к-е в самом главном и основном определяют сознание реб, его отношения внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. В развитии могут быть выделены некоторые основные линии, наблюдать к-е можно одновременно. 1)развитие познават сферы (становление интеллекта и механизмов познания) 2)Развитие психол. стр-ры и содержания д. Становление целей мотивов их соотношеня, освоение способов и ср-в д. 3)развитие личности т. о. направленности целостной ориентации самосознания самооценки, взаимодействия с соц. средой. Линии развития реб могут быть представлены несколько по др. 1)Как рез-т развитие знаний и способов д. 2)Как разв. психол. механизмов применения усвоенных способов 3. Как развитие личности куда включена и д. Выготский ввел важное для пед. п. понятие «соц. ситуации разв» к-е определяет содержание направление этого процесса и формирование центральной линии развития. Соц. ситуация разв. это некая сис-ма отношений реб с соц. средой. Изменение этой среды определяет и закон динамики возрастов. Под соц. ситуацией развития понимают отношение реб к окр действительности. Ср-вом реализации этог отношения явл. д. Соотношение обучения и развития. Существуют разные т. з на соотношения. 1)Считали чо обучение само по себе и есть развитие (Джеймс, Торндайк, Уотсон, Коффка) 2)под обуч. и разв. понимают созривание организма. Сначала развитие потом обучение. развитие создает возможность для обуч. (Пиаже, Шторн) 3)Считали что разв. и обуч. это 2 разных см. независимых процесса. Они должны идти в оновременно и параллельно 4)В коллективе сначало обуч. а потом усвоения получают развитие. Выготский не согласился не с одной т. з. и предложил свою концепцию на решение проблемы соотношения обуч. и разв. «Обучение ведет за собой развитие»-опережающее рзвитие. концепция высших ф-ций. Каждая псих. ф-я появл. на сцене 2ды сначало деятельности коллективной а затем индивидуальной. Продолжая изучать Ввыготский выдвинул 2 понятия. зона ближайшего развития и актуальное развитие. Он использовал задачи Пиаже установил уровни развития. Актуальное развитие у всех разное (---\\\,----\\,--\\\\\,-----\ «-« -знает \-усвоил.) 2 уровня развития- актуальное (сам без помощи) Зона ближ развития (актуальное разв------уже трудно-----почти неможет)