Если учебный материал служит основной предпосылкой, а внутренняя установка – условием, то повторение и упражнение являются основными средствами заучивания, они нужны для закрепления, запечатления усваиваемого материала и действий. Однако многие опыты и наблюдения обнаружили, что само по себе многократное повторение может не давать научения или закрепления знаний и действий. В частности, показано, что многократное выполнение одних и тех же действий само по себе не дает их совершенствования, если учащийся не получает информации о результатах действий – их правильности или ошибочности. Следовательно, повторение нужно не просто для запечатления, а для уточнения и совершенствования знаний и действий, оно есть средство проверки и исправления достигнутых результатов. Кроме того, повторение позволяет обнаружить все новые и новые связи элементов учебного материала между собой и с опытом учащегося. Активное повторение, приводящее к заучиванию, – это не просто многократное восприятие, чтение или действие. В активном повторении при каждом новом восприятии или воспроизведении учащийся психологически имеет дело с несколько иным, новым материалом, обогащенным предыдущей умственной переработкой, пронизанным связями, которые ранее не были обнаружены. Ход научения регулируется на основе обратной связи, т. е. непрерывного или периодического контроля и учета текущих результатов. При обучении основным средством такого контроля являются ответы и действия учащихся, степень их правильности, число ошибок. Эффективность управления учебной деятельностью в значительной мере зависит от способов и форм, какими являются: 1) поиски учащимися правильного ответа и действий; 2) сигнализация о допущенных ошибках; 3) исправление этих ошибок; 4) реагирование учителя на ошибки. Как показывает анализ теории и практики обучения, поиск ответов может осуществляться в форме самостоятельного конструирования или альтернативного выбора. Указание ошибок может иметь характер прямой сигнализации или косвенного выявления. Исправление ошибок может достигаться текущей корректировкой, итоговой корректировкой, подсказкой, поиском. Среди возможных принципов регулирования хода научения нет таких, которые можно было бы рассматривать как универсальные и наилучшие. Одни из них оказываются более эффективными при решении одних дидактических задач, другие – при решении других. Отсюда возникает проблема оптимального сочетания этих принципов при программировании и регулировании процесса обучения.