Личность формируется на основе усвоения человеком общественных форм сознания и поведения. Под нравственным сознанием в советской науке понимается отражение в сознании человека принципов и норм нравственности, регулирующих взаимоотношения людей, их отношения к общественному делу, к обществу. Ребенку необходим большой объем нравственных представлений, запас нравственных знаний как ориентиров при выборе способов поведения в возникающих новых для него ситуациях. Но усвоение нравственных понятий, играя важную роль в становлении и развитии нравственного сознания, само по себе еще не обеспечивает формирования нравственного поведения. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что не редко дети, хорошо зная нравственные нормы, не следуют им в своем поведении. Поэтому процесс воспитания не может сводиться к словесному воздействию: как мы видели, очень важна организация деятельности учащихся. При всей безусловной значимости слова недопустимо, чтобы вербальные методы воспитания учащихся преобладали над их конкретной деятельностью, приносящей общественную пользу. Превращение нравственных знаний, понятий в убеждения требует их закрепления в системе мотивов поведения и соответственных им нравственных привычек. Между сознанием, как нужно поступить, и привычным поведением существует противоречие. Между ними есть расстояние, которое нужно заполнить опытом. Нравственный опыт школьник приобретает через упражнения в поведении, т. е. через организуемое педагогами повторение действий, поступков детей в различных, но сходных по существу жизненных ситуациях. Важно связывать этот опыт поведения, практическую деятельность детей с их эмоциями. Эмоции положительно влияют на формирование нравственных чувств. Воспитание нравственных чувств, так же как и формирование нравственных убеждений, связано с усвоением и переживанием их школьниками в процессе деятельности. Пережив хотя бы однажды удовлетворение от совершенного нравственного действия, ребенок будет стремиться вновь испытать это чувство. Целенаправленное построение деятельности детей, осуществляемой на основе нравственных понятий, пронизанное нравственными эмоциями, составляет основу формирования нравственного поведения. Нравственное поведение – общественно детерминированное, обусловленное и регулируемое нравственными нормами и определенными принципами отношений. Именно система нравственного поведения определяет развитие общественной активности школьника.