В марксистской науке господствовало положение о первенстве, главенстве базиса над надстройкой, и юристы последовательно исходили из того, что развитие производительных сил и производственных отношений объективно обусловливает все политические и правовые формы. Правда, в трудах советских ученых указывалось на большие возможности социалистического государства и права эффективно воздействовать на экономику. И это вполне понятно: с октября 1917 г. утверждается беспрекословная практика тоталитарного переустройства экономической жизни. Эту практику освящала теория построения социализма в одной отдельно взятой и преимущественно отсталой стране, способной с помощью государства перешагнуть через естественные фазы развития. Своего рода отступление от классического марксизма проявляется и в тех положениях, согласно которым «после установления диктатуры рабочего класса законы закрепляют его победу во всех областях общественной жизни и тем самым. . . как бы «создают» новые общественные отношения, поскольку социалистические общественные отношения не могут сложиться при капитализме». Возможность исправного функционирования эк-го механизма предполагает учет субъектами эк-ки требований права. Пренебрежение правовыми нормами, пробелы в зак-ве, отсутствие отлаженной судебно –правовой системы приводят к разрушению эк-их связей. Право и экономика взаимодействуют, друг друга. При анализе проблем соотношения права и эк-ки в различных соц-ных системах целесообразным представляется идти по пути их классификации и исследования в зависимости от развитии или отсутствии в социуме структур рыночной эк-ки. Социальные системы можно разделить на 3-группы: 1) С рыночной эк-кой; 2) С плановой административно-командной эк-кой (или системы, в которых полностью или почти полностью отсутствуют элементы рыночной эк-ки); 3) со смешанной эк-кой. 1 основополагающий принцип заключается в том, что организуя ту или иную область жизнедеят-ти, следует max опираться на спонтанные силы общества и как можно меньше прибегать к принуждению. Не может свобода личная и и политическая сущ-ть без свободы эк-ой. (Американец Ф. Хайек). 2 сторонники этой системы требуют централизованного управления всей эк-кой деят-тью, осуществляемого по такому единому плану, где однозначно расписано, как будут «сознательно» использоваться общественные ресурсы, чтобы определенные цели достигались определенным образом. 3 Соц. система со смешанной эк-кой получили свое распространение в середине ХХ в., они отражают реальные изменения в социально-эк-кой жизни и связаны, прежде всего, с усилением роли гос-ва в эк-ке. Основной чертой соц-ой системы со смешанной эк-ой системой. При помощи торговых сделок (т. е. рыночных отношений), но при существенной роли гос-ых органов власти и управления которые: - определяют правовую основу владения собственностью и функций рынков, регулируют эк-ое поведение, устанавливая подробные правила деят-ти предприятий; - покупают и производят товары и услуги, такие, как оборона, образование, дороги и т. д. ; - осуществляют социальное обеспечение граждан; - финансируют себя посредством налогов и займов, т. е. влияя на цены, процентные ставки и производство; - осущ-ют контроль за налогами и гос-ыми расходами и реализуют компетенцию по контролю за количеством денег в эк-ке, и тем самым вносят коррективы в колебания эк-го цикла. При этом соотношение права и эк-ки можно определить следующим образом: право, учитывая объективные законы эк-ки, стремится с помощью нормативных установок восстановить социальную и эк-ую справедливость в обществе. Право-это средство в достижении социального компромисса. Динамическое развитие эк-их отношений влияет на изменения правовой базы, корректируя ее и изменяя. Существуют достаточно для утверждения, что Россия сегодня представляет собой социальную систему со смешанной экономикой, поскольку становление рыночных отношений происходит на фоне утвердившихся ранее соц-ных традиций коллективизма, справедливости и защищенности населения.