Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"


Понятие и основные черты государственной власти

Власть — это возможность и способности осуществлять собственную волю даже вопреки сопротивлению другой стороны (сторон). Отношения власти асимметричны, они предполагают доминирование, господство, которое может быть навязано и насильственно, и принято «добровольно» (под психическим, идеологическим или иным воздействием). Власть всегда содержит элемент принуждения в той или иной, гибкой, почти незаметной, или жесткой, даже террористической форме. Особое значение в человеческом обществе имеет не индивидуальная, частная власть, характеризующая зависимость одного лица от другого (например, отношения матери и малолетнего ребенка), а сознательная, общественная власть, в основе которой лежит существование определенных отношений, коллективов. Эти связи опираются не на персональные отношения, не на кровнородстенные связи (как при родоплеменном строе), а на иные факторы. Необходимость сознательной, общественной власти в человеческих коллективах проистекает из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой. Такая власть складывается в общественной организации, кооперативных объединениях людей, в старательских артелях, где люди подчиняются «старшому», Это — корпоративная власть, освободиться от нее можно, покинув тот или иной коллектив. Она имеет неполитический характер. Особого рода коллектив — современное, государственно-организованное общество той или иной страны. Ему присуща политическая власть. Эта власть является не частной (как в семье) или корпоративной (как в политической партии), а публичной. Политическая власть, получает свое выражение в гос-ной власти. Всякая гос-ная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является гос-ной. 1. Государственная власть выступает как официальный представитель общества данной страны. Только она юридически уполномочена действовать от имени всего общества и как таковая применять от его имени в случае необходимости легализованное и в большинстве случаев легитимное принуждение, насилие. 2. Гос-ная власть обладает верховенством в обществе, она суверенна. Осуществление всех других разновидностей власти может регулироваться гос-вом, правом. 3. Регулируя отношения различных классов, социальных и иных групп, гос-ная власть выполняет арбитражную роль общества, хотя при этом прежде всего защищает интересы экономически доминирующих классов и слоев населения, наиболее влиятельных «групп давления». 4. В отличие от политической гос-ная власть в высокой степени формализована, ее организация, порядок деятельности детально определяются конституционными нормами, иным законодательством. 5. Гос-ная власть реализуется специализированным гос-ным аппаратом (парламент, правительство, суды, полиция и т. д.)» тогда как политическая власть в освобожденных районах или власть Советов в условиях двоевластия опирались на вооруженные отряды, боровшиеся против существования гос-ной власти. В федеративном государстве государственной властью обладает не только федерация, но и ее субъекты (республики и другие субъекты в составе Российской Федерации, штаты в США, земли в Германии и т. д.) Они имеют свои парламенты, правительство, иногда — своих президентов (республики в России и Югославии). Однако гос-ная власть субъекта федерации имеет подчиненный характер. Верховенство принадлежит федерации. Гос-ную власть, как власть, выступающую от имени всего общества, следует отличать от власти местного самоуправления, которая также является публичной и политической, но это власть определенной части населения — территориального коллектива в границах той или иной административно-территориальной единицы (округа, района, общины и т. д.) Легализация гос-ной власти — это юр-ое провозглашение правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности, чаще всего легализация гос-ной власти, ее органов, порядка деятельности, осуществления конституции. Легализация осуществляется различными способами, в том числе путем референдума (например, Конституция России 1993 г., легализовавшая ту гос-ную власть, которая сложилась после фактического роспуска Съезда народных депутатов и Верховного Совета и создания Гос-ной Думы и Совета Федерации), а также иными правовыми актами, например, законами о выборах парламента, президента, о судебной системе. Она возможна путем международного признания (например, при образовании новых гос-в). Правовые акты, легализующие гос-ную власть, должны соответствовать не только интересам народа страны, выражать его волю, но и общечеловеческим ценностям и гуманистическим принципам права, в том числе международного права. Узурпация, захват гос-ной власти, присвоение властных полномочий (в том числе какой-либо партией) незаконны. Как устанавливает Конституция России 1993 г., такие действия наказуемы (ст. 3 п. 4). Нарушение принципа легализации гос-ной власти предполагает юридическую ответственность. Эта ответственность распространяется как на лиц, посягающих «со стороны» на гос-ную власть, так и на носителей самой гос-ной власти (например, ответственность за превышение полномочий). Термин «легитимация», хотя и происходит от того же латинского слова, но отражает состояние фактическое. Легитимная гос-ная власть — это власть, соответствующая представлениям, народа, общества данной страны о ее справедливости, правильности, обоснованности, моральной законности. В представлениях большинства общества ее деятельность соответствует определенным ожиданиям людей. Легитимация власти связывается прежде всего не с юр-ми нормами (хотя и это имеет значение), а с материальными, социальными, политическими, духовными условиями общественной жизни. В основе легитимации гос-ной власти лежит вера людей в то, что их блага зависят от сохранения и поддержания данного порядка в обществе, убеждения в том, что такой порядок выражает их интересы. Различают экстраординарные (чрезвычайные) и обычные, традиционные способы легитимации новой гос-ной власти. К экстраординарным относятся социальные и политические революции, выражающие подлинные интересы народа, свергающие угнетающую гос-ную власть и утверждающие новую власть. М. Вебер (1864—1920) ввел различие трех основных форм легитимации гос-ной власти: традиционную, харизматическую и рациональную. Традиционная связана с обычаями, традициями населения, с личной сословной, племенной зависимостью, нередко с особой ролью религии, как это имеет место, например, в странах мусульманского фундаментализма (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ и др.). Харизматическая легитимация обусловлена особыми качествами выдающихся личностей (реже — групп лиц), которым приписываются качества, способные определять поведение людей. Харизмой обладали великие полководцы-завоеватели (Александр Македонский, Чингисхан, Наполеон и др.), Гитлер, Сталин, де Голль, до определенного времени и Б. Н. Ельцин. Рациональная легитимация основана на разуме: население поддерживает или отвергает гос-ную власть, руководствуясь рассудочной оценкой этой власти. Основой рациональной легитимации являются не лозунги и обещания, не создание имиджа удачливого и мудрого правителя, часто даже не справедливые законы (они иногда не выполняются, например, в России), а практическая работа органов гос-ва на благо населения страны. Единство гос-ной власти прежде всего означает, что в гос-ве не может быть две, три и более различных властей, неодинаковых по своей природе, принципиальным целям и обладающим своими обособленными средствами гос-ного принуждения. Гос-ная власть едина. Поэтому в последние годы в российской и зарубежной литературе все чаще вместо термина «разделение властей» говорится об отделении властей, о разделении ветвей единой государственной власти, об «обособлении» властей. Идея единства гос-ной власти однозначна. Три аспекта: 1. социальное единство, что проистекает из единой природы государствующих (доминирующих) в обществе социальных групп, 2. единство основных целей и направлений деятельности всех органов гос-ва, обусловлено необходимостью согласованного управления обществом, без чего оно м. б. ввергнуто в состояние анархии и распада, а разные цели в деятельности высших органов гос-ва могут привести к их вооруженному противоборству (Россия, октябрь 1993 г.); 3. организационно-правовое единство, означающее создание системы органов гос-ва с их иерархией и размежеванием полномочий. В некоторых новых конституциях, в научных исследованиях наряду с тремя традиционными властями называют и другие: - учредительную (в частности, принятие новой конституции, изменяющей гос-ный строй); - избирательную (в некоторых странах Латинской Америки); контрольную (органы, осуществляющие гос-ный контроль, а также надзорная деятельность прокуратуры в РФ). Поэтому теперь в отдельных конституциях постсоца-листических стран тезисы о единстве и разделении властей объединены в одной формулировке: гос-ная власть едина, но осуществляется на основе разделения ее ветвей, их взаимодействия при использовании системы сдержек и противовесов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.