Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"


Понятие формы государства

Формой государства называется совокупность систем организации гос-ной власти, которая включает: - форму правления; - форму гос-ного устройства; - политический режим. - Форма правления, форма гос-ного устройства и политический режим являются элементами формы государства. Форма правления - система организации высших органов гос-ной власти, их компетенция, взаимоотношения между собой, порядок их образования. Форма гос-ного устройства - система территориальной организации гос-ва. Политический режим - методы осуществления гос-ной власти. Форма гос-ва - это комплексное явление гос-ности, осуществленное прежде всего социальным содержанием государства (но не только им). Это организационно-функциональная структура гос-ности, характеризующая способ организации и осуществления гос-ной власти, а также методы прямой и обратной связи с населением. Понятие формы гос-ва — это результат теоретического обобщения главных черт, признаков, присущих этому явлению, — форме гос-ва в конкретных странах (Великобритании, России, Китае и т. д.), Форму гос-ва рассматривают как как соединение нескольких элементов — двух (форма правления и форма территориально-политического, или гос-ного устройства), трех (плюс форма гос-ного или гос-но-правового, политического режима), четырех (плюс политическая динамика). Элементный подход к понятию формы гос-ва отличается четкостью, удобен для анализа и запоминания, не дает синтезированного представления о форме гос-ва в целом. Системный подход предполагает не только изучение элементов и их качеств, но и связей между ними, образующих единое целое (форму гос-ва), а также связей между этим целым и элементами, целого со средой, это целое выступает вовне как самостоятельное образование, а не только через свои элементы. Будучи самостоятельным образованием, форма гос-ва обладает такими качествами, которые не были присущи ее элементам, взятым по отдельности. Помимо двух или трех традиционно называемых элементов есть и другие стороны проявления качеств формы гос-ва (например, роль «материальных придатков» гос-ва — армии, полиции и др., деятельность органов конституционного контроля и прокуратуры, методы прямых и обратных связей органов гос-ва с населением, формы и методы деятельности гос-ных органов и др.). Форма гос-ва — это структура, которая включает не только организационные элементы (органы государства), но и связи между ними, а также элементы функциональные (методы деятельности). Определяется его содержанием, в которое входит сущность гос-ва, определяющая наиболее принципиальные, главные черты формы. Например, сущность КНДР как гос-ного (социалистического) типа по сравнению с Республикой Кореей (Южная Корея) определяет отказ от разделения властей, провозглашение советов единственным полновластным органом, демократическим центром, гос-ные меры по ограничению «эксплуататоров» и т. д. Содержание определяет остальные черты формы гос-ва (например, использование в соответствии с традициями монархической формы правления в Великобритании и конституционный запрет применять такую форму во Франции). Главным, в сущности и содержании, определяющим форму государства, является социальная сущность и социальное содержание. Жесткой зависимости формы гос-ва только от социальной сущности и социального содержания не существует. Эти факторы могут определять, а могут и не определять те или иные стороны формы. Республиканская и монархическая формы правления существовали и при рабовладельческом строе, и при феодализме. Они есть и при капитализме. Федеративное территориально-политическое устройство использовалось и при капитализме, и при социализме и т. д. Форма государства — это комплексное явление гос-ности, осуществленное прежде всего социальным содержанием гос-ва, но это организационно-функциональная структура гос-сти, характеризующая способ организации и осуществления гос-ной власти, а также методы прямой и обратной связи с населением. Форма гос-ва имеет свои разновидности, но в литературе отсутствует признанная классификация форм государства. Обычно такая классификация осуществляется по элементам формы (по форме правления различаются монархии и республики, по форме территории, политического устройства — унитарное государство и федеративное и т. д.) в марксистско-ленинской литературе предлагалась более обобщенная классификация: выделялись буржуазно-демократическая и фашистская формы, республика советов как форма социалистического государства, революционно-демократическая республика в странах социалистической ориентации в Азии и Африке. Это к классификации форм гос-ва. Три формы гос-ва: монократическая (единовластная), сегментарная (смешанная) и поликратическая (многовластная). Монократическая формы главным является принцип единовластия. Полнота гос-ной власти может находиться в руках одного лица (абсолютного монарха в стране Осман, фюрера в фашистской Германии, «пожизненного президента» Иди Амина (в прошлом) в Уганде), принадлежать коллегии (военно-революционному совету, после очередного переворота в Конго, совету семи эмиров в ОАЭ) или конституцией может быть провозглашено, что вся власть принадлежит советам (на деле - партийно-гос-ной номенклатуре в СССР). При данной форме разделение властей отвергается, в гос-ном управлении существует «сверхцентрализация», местное самоуправление не признается законом или фактически отсутствует, в гос-ном режиме доминируют методы принуждения, права человека не признаются или нарушаются в массовом порядке. Обычно эта форма связана с установлением обязательной идеологии, иногда - с закреплением гос-ной религии. Монократическая гос-ная форма может существовать в странах, различных регионах, значительно отличающихся по уровню эк-кого и культурного развития. Разновидности: 1. теократическая (например в Саудовской Аравии); 2. экстремистская (фашистская и др.); 3. милитаристская (правление военного центра); 4. монократическая в условиях тоталитарного социализма. Поликоатическая противоположна монократической гос-ной форме — поликратическая, опирается на те постулаты, которые монократическая форма отвергает. Существует разделение властей (распределение ролей по управлению государством), действует местное самоуправление. В гос-ном режиме преобладают демократические методы управления, связанные с регулярными выборами, партиципацией (участием) граждан в управлении гос-вом, поисками консенсуса (согласия) и компромиссов, гарантиями прав граждан. Данная форма предполагает политический и идеологический плюрализм, светский характер государства. Гос-ная власть открыта для давления на нее со стороны различных заинтересованных групп мирными способами. Эта форма также может существовать в странах различного уровня развития (в Индии и США), имеет свои разновидности. Выделяют 2: традиционную и постсоциалистическую, которая находится в стадии становления, не во всех странах, покончивших с тоталитарным социализмом. Сегментарная гос-ная форма — промежуточная (др. -греч. сегмент — отрезок целого). Она предполагает разделение ветвей власти, ролей по управлению государством, но не имеет системы «сдержек и противовесов». Решающая роль принадлежит исполнительной власти, роль судов традиционно слаба, а парламент принижен. Местное самоуправление м. б. предусмотрено в отдельных звеньях админ-но-террит-ного деления, но выборные органы находятся под жесткой опекой назначенных чиновников. Права человека и гражданина провозглашаются конституциями, но они систематически нарушаются гос-ными органами, а в гос-ном режиме преобладают авторитарные методы управления. Число политических партий ограничено законом, массовые общественные организации находятся под опекой государства. Гос-ная власть в условиях этой формы открыта для давления на нее со стороны «заинтересованных групп» общества. Эта форма также имеет свои разновидности. Сегментарная гос-ная форма в Венесуэле и Египте или Марокко и Иордании существенно различны. В некоторых странах эта форма сравнительно либеральная, в других — более авторитарная.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.