Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"


Механизм гос-ва. Понятие и классификация органов государства. Государственная служба

Для реализации своих функций гос-тву требуется специальный аппарат, целая система гос-ных органов, учреждений, гос-ных служащих, постоянно действующих в рамках своих полномочий. Это четко организованная, строго упорядоченная целостная система, в основе которой лежит общность конечных целей и задач, стоящих перед различными гос-ными органами и учреждениями. В каждой стране существует целый гос-ный механизм, представляющий собой специально созданный и постоянно действующий иерархический комплекс различных гос-ных органов, вооруженных сил, материальных средств гос-ной власти, осуществляющих от имени гос-ва его компетенцию, то есть цели, задачи, функции, права и обязанности. Механизм гос-ва в различные эпохи развития цивилизованного общества имел неодинаковую структуру и функции. Продвигаясь по пути прогресса, человеческое общество создавало такие гос-ные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. Структурное и функциональное разнообразие гос-ного механизма позволяет выделить его наиболее общие и существенные признаки, характерные для подавляющего большинства гос-в прошлого и современности. Механизм гос-ва – это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется гос-ное управление обществом и защита его основных интересов. Категория механизм гос-ва (или гос-ный механизм) включает в себя: а) гос-ные органы, как коллективные формирования; б) гос-ных служащих как отдельных физических лиц, занимающих в установленном порядке должность в гос-ном учреждении и за вознаграждение выполняющие определенную работу по осуществлению задач и функций гос-тва. Подчеркивая цельность механизма гос-ва нельзя забывать и характерную для него расчлененность на органы, блоки, подсистемы и даже на самостоятельные «ветви» власти, имеющую свою иерархию. Различные гос-ные органы занимают неодинаковое место в гос-ном механизме, находятся в сложных взаимоотношениях, связаны началами субординации и координации. Прежде всего выделяются гос-ные органы как учреждения, наделенные властными полномочиями. Неслучайно их систему в юр. литературе именуют отдельным термином – «гос-ный аппарат» Среди учреждений, относящихся к числу «гос-ных», есть учреждения, которые выполняют хозяйственные, научные, социально-культурные задачи, но которые не имеют властных полномочий. Велик неспецифический блок учреждений в обществах, где гос-во выполняет непосредственно хозяйственную и социально-культурную деятельность, обладает большим объемом гос-ных (казенных) имуществ. Содержание деятельности всех звеньев гос-ного механизма составляет управленческая, организационная работа, призванная обеспечить надлежащую организованность и эффективное функционирование всех сфер общественной жизни. (Алексеев С. С.) Гос-ный орган – это учреждение, выполняющее гос-ные задачи и наделенное соответствующими властными полномочиями. Например, министерства, управления, департаменты, органы прокурорского надзора, арбитражные суды, налоговые инспекции, учреждения социального обеспечения, органы охраны общественного порядка. Каждый гос-ный орган имеет: а) гос-ные, казенные имущества, которые находятся его оперативном управлении; б) финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования из бюджета; в) установленную для него организационную структуру, связанную с ней систему служебной подчиненности и служебную дисциплину; г) необходимый объем властных правомочий, на основе которых должностные лица и коллегиальные органы совершают правовые акты, т. е. юридически обязательные действия – издают юридический нормы, принимают индивидуально-регулятивные или правоохранительные решения. Для гос-ных учреждений, относящихся к неспецифической («невластной») части гос-ного механизма, т. е. для гос-ных хозяйственных предприятий, социально-культурных учреждений, характерны те же самые признаки, кроме последнего («г»), они не имеют властных полномочий. Такого рода властные правомочия, связанные в частности, с обеспечением служебной дисциплины, могут быть только у органа управления предприятием, социально-культурным учреждением или организацией – директора, управляющего и т. д. Гос-ные органы многообразны, и могут быть подразделены по различным основаниям. По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы гос-ва никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования, либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей. Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т. д. По объему властных полномочий органы гос-ва классифицируются на высшие и местные. Не все местные органы являются гос-ными (например, органы местного самоуправления). Высшие органы гос-ва наиболее полно олицетворяют гос-ную власть, распространяющуюся на территорию всего гос-тва. Местные органы гос-ва функционируют в админ-но-территориальных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы. По широте компетенции выделяются органы гос-тва общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций гос-ва. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции, одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции). Органы гос-ва бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные. Наиболее существенное значение в настоящее время имеет деление гос-ных органов «по трем властям». Это: законодательные органы, т. е. представительные органы, формируемые на основе всеобщих выборов; исполнительные органы, т. е. органы, выполняющие политические функции и включающие «силовые» ведомства с одной стороны, и органы социально-культурного управления, с другой стороны; судебные органы и связанные с ними правоохранительные учреждения – органы расследования уголовных дел, исполнения судебных решений и приговоров, а также прокуратура. Вместе с тем это деление государственных органов «по трем властям» является неполным и нуждается в уточнении: во-первых, существенное место в гос-ном механизме занимает глава гос-ва, в частности, президент, который в современном гос-ве (например в РФ) находится вне системы разделения властей, координируя и согласовывая деятельность всех ветвей власти; во-вторых, нельзя упускать из виду органы надзора и контроля. Учреждения, которые выполняют весьма специфические функции – органы иностранных дел, финансов, юстиции и в особенности «силовые» ведомства, составляющие костяк, основу власти гос-ва (армия, органы безопасности, охраны общественного порядка). Наконец, особое место занимают правительственные учреждения, иные органы управления, осуществляющие руководство хозяйственными и социально-культурными учреждениями, – неспецифическая часть гос-ного механизма. (Алексеев). Гос-ный орган состоит из гос-ных служащих, т. е. работников, выполняющих работу и получающих оплату в гос-ном органе согласно занимаемой должности и подчиненных служебной дисциплине. В России выделяются: - должностные лица; - лица, занимающие государственные должности РФ и субъектов РФ; - просто гос-ные служащие (а также служащие органов местного самоуправления). Первые две группы имеют властные полномочия и вправе самостоятельно принимать решения по их использованию. Должностное лицо – это физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти, либо выполняющее организационно-распорядительные, админ-но-хозяйственные функции в гос-ных органах, органах местного самоуправления, гос-ных и муниципальных учреждения, а также в Вооруженных Силах. Положение, права и обязанности всех гос-ных служащих определяются также законом и призваны обеспечивать их соответствующий гос-ный статус; служащие должны строго следовать высоким требования гос-ной службы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.