В истории политической системы особняком стоит вопрос о соотношении государства и церкви. История знает теократические и светские государства, воинственно-атеистические и конфессионально-плюралистические, соответственно и разные политические системы. Политические системы большинства обществ на современном этапе исключили формально церковь из своего состава, произошло отделение государства от церкви. Этот принцип закрепляется конституционно, государство формально не вмешивалось в дела церкви, а церковь, имея перед собой благородную цель нравственно-религиозного, духовного воспитания, а весьма часто и возрождения общества, не вмешивалась в государственную жизнь, в политику. В таком взаимоотношении реализуется принцип свободы совести, вероисповедальной свободы, секуляризации политики и автономии религии. Однако, так происходило лишь в нормально функционирующих либерально-демократических политических системах. В тоталитарно-распределительных политических системах формальные покрывала невмешательства скрывали фактическое вмешательство государства в дела церкви, попытки контроля за священнослужителями, гонения на них, репрессии. Такие политические системы пытались использовать церковь для своих целей. Воинственно-атеистические системы, в свою очередь, пытались применить и применяли открытое принуждение для насильственного разрушения религиозных систем, изменения духовной, бытовой, обрядовой жизни общества. А в обществах, где господствовали некоторые религиозные системы, например ислам, напротив, религиозные организации оказывали и оказывают воздействие на функционирование государственных институтов, задают и определяют социальные цели и смыслы общественной политической жизни, выступают фактически важным институтом политической системы. В этих обществах взаимоотношения государства и церкви весьма противоречивы: от полного подчинения государственных институтов религиозным правилам и требованиям до периодических острых конфликтов государства и так называемых фундаменталистски настроенных членов общества. Тем не менее справедливо писал И. А. Ильин: «Церковь и государство взаимно инородны – по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему назначению. . . Церковь не должна брать меча – ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны. . . В этом смысле церковь «аполитична», задача политики не есть ее задача, средства политики не суть ее средства, ранг политики не есть ее ранг». Применительно к современным условиям выделяет два основных вида статуса церкви в государстве: - государственная церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями; - режим отделения церкви от государства и школы от церкви. Статус государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной церкви. Особенности этого статуса: а) В сфере экономических отношений – признание за церковью права собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т. д. Государство часто освобождает церковную собственность от налогообложения или снижает налоги на нее. б) Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь (в Англии государство содержит за свой счет капелланов в армии и тюрьмах). в) Церковь наделяется рядом юридических полномочий – вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев – регулировать брачно-семейные отношения. г) В области политики – право участвовать в политической жизни страны (представительство в государственных органах). Все руководящие государственные должности вправе занимать лишь лица, исповедующие государственную религию (Дания, Норвегия, Швеция). д) В области религиозных отношений – в республиках – глава государства дает религиозную присягу (клятву). В монархиях церковь участвует в коронации монархов. е) В области воспитания и образования широкие полномочия, религиозная цензура средств массовой информации. Обязательное преподавание религии в школе: Австрия, Швеция, Италия, Испания, Англия, Израиль. Второй режим – отделения церкви от государства (Россия, Франция, Германия, Португалия и др.) обусловлен стремлением лишить церковь монополии в выполнении идеологических и интеграционных функций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей. Особенности режима: а) Государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не ведут учета граждан по этому признаку. б) Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность (если нет нарушения закона). в) Государство не оказывает церкви материальной или какой-либо иной, в том числе финансовой поддержки. г) Церковь не выполняет каких-либо государственных функций. д) Церковь не вмешивается в дела государства, а занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан. Государство, со своей стороны, охраняет законную деятельность церкви и религиозных организаций. Таким образом, режим отделения церкви от государства означает переориентацию общественной жизни на светские ценности и нормы. Сейчас даже международное право закрепляет свободу совести и вероисповедания – это пересечение интересов церкви и государства. В настоящее время ряд государств (светских) стремится через провозглашение секулярного своего характера устранить участие церкви в политической жизни. Вместе с тем церковь вовлекается в решение социальных проблем общества путем образования различных обществ милосердия. Таким образом, государство использует церковь в качестве социального института, обеспечивающего коммуникативные и интегральные связи в политической системе. Однако, фактической изоляции церкви от государства не произошло. Имеет место партнерство особого рода. В своих взаимоотношениях государство и церковь выступают как равноправные партнеры, сотрудничающие во имя общего блага. Церковь критикует, формирует общественное мнение и влияет на законодательство. Интеграционная функция церкви направлена на объединение социальных интересов верующих. Церковь выполняет и функцию социального контроля, так как церковь ориентирует людей руководствоваться в своих действиях и поступках общепринятыми гуманистическими ценностями.