Формой государства называется совокупность систем организации гос-ной власти, которая включает: - форму правления; - форму гос-ного устройства; - политический режим. - Форма правления, форма гос-ного устройства и политический режим являются элементами формы государства. Форма правления - система организации высших органов гос-ной власти, их компетенция, взаимоотношения между собой, порядок их образования. Форма гос-ного устройства - система территориальной организации гос-ва. Политический режим - методы осуществления гос-ной власти. Форма государства — это комплексное явление государственности, осуществленное прежде всего социальным содержанием государства (но не только им). Это организационно-функциональная структура гос-ности, характеризующая способ организации и осуществления гос-ной власти, а также методы прямой и обратной связи с населением. Понятие формы гос-ва — это результат теоретического обобщения главных черт, признаков, присущих этому явлению, — форме гос-ва в конкретных странах (Великобритании, России, Китае и т. д.), Форму гос-ва рассматривают как как соединение нескольких элементов — двух (форма правления и форма территориально-политического, или гос-ного устройства), трех (плюс форма гос-ного или гос-но-правового, политического режима), четырех (плюс политическая динамика). Элементный подход к понятию формы гос-ва отличается четкостью, удобен для анализа и запоминания, не дает синтезированного представления о форме гос-ва в целом. Системный подход предполагает не только изучение элементов и их качеств, но и связей между ними, образующих единое целое (форму гос-ва), а также связей между этим целым и элементами, целого со средой, это целое выступает вовне как самостоятельное образование, а не только через свои элементы. Будучи самостоятельным образованием, форма гос-ва обладает такими качествами, которые не были присущи ее элементам, взятым по отдельности. Помимо двух или трех традиционно называемых элементов есть и другие стороны проявления качеств формы гос-ва (например, роль «материальных придатков» гос-ва — армии, полиции и др., деятельность органов конституционного контроля и прокуратуры, методы прямых и обратных связей органов гос-ва с населением, формы и методы деятельности гос-ных органов и др.). Форма гос-ва — это структура, которая включает не только организационные элементы (органы государства), но и связи между ними, а также элементы функциональные (методы деятельности). Определяется его содержанием, в которое входит сущность гос-ва, определяющая наиболее принципиальные, главные черты формы. Например, сущность КНДР как гос-ного (социалистического) типа по сравнению с Республикой Кореей (Южная Корея) определяет отказ от разделения властей, провозглашение советов единственным полновластным органом, демократическим центром, гос-ные меры по ограничению «эксплуататоров» и т. д. Содержание определяет остальные черты формы гос-ва (например, использование в соответствии с традициями монархической формы правления в Великобритании и конституционный запрет применять такую форму во Франции). Главным, в сущности и содержании, определяющим форму государства, является социальная сущность и социальное содержание. Жесткой зависимости формы гос-ва только от социальной сущности и социального содержания не существует. Эти факторы могут определять, а могут и не определять те или иные стороны формы. Республиканская и монархическая формы правления существовали и при рабовладельческом строе, и при феодализме. Они есть и при капитализме. Федеративное территориально-политическое устройство использовалось и при капитализме, и при социализме и т. д. Форма государства — это комплексное явление гос-ности, осуществленное прежде всего социальным содержанием гос-ва, но это организационно-функциональная структура гос-сти, характеризующая способ организации и осуществления гос-ной власти, а также методы прямой и обратной связи с населением. Форма гос-ва имеет свои разновидности, но в литературе отсутствует признанная классификация форм государства. Обычно такая классификация осуществляется по элементам формы (по форме правления различаются монархии и республики, по форме территории, политического устройства — унитарное государство и федеративное и т. д.) в марксистско-ленинской литературе предлагалась более обобщенная классификация: выделялись буржуазно-демократическая и фашистская формы, республика советов как форма социалистического государства, революционно-демократическая республика в странах социалистической ориентации в Азии и Африке. Это к классификации форм гос-ва. Три формы гос-ва: монократическая (единовластная), сегментарная (смешанная) и поликратическая (многовластная). Монократическая формы главным является принцип единовластия. Полнота гос-ной власти может находиться в руках одного лица (абсолютного монарха в стране Осман, фюрера в фашистской Германии, «пожизненного президента» Иди Амина (в прошлом) в Уганде), принадлежать коллегии (военно-революционному совету, после очередного переворота в Конго, совету семи эмиров в ОАЭ) или конституцией может быть провозглашено, что вся власть принадлежит советам (на деле — партийно-государственной номенклатуре в СССР). При данной форме разделение властей отвергается, в гос-ном управлении существует «сверхцентрализация», местное самоуправление не признается законом или фактически отсутствует, в гос-ном режиме доминируют методы принуждения, права человека не признаются или нарушаются в массовом порядке. Обычно эта форма связана с установлением обязательной идеологии, иногда — с закреплением гос-ной религии. Монократическая гос-ная форма может существовать в странах, различных регионах, значительно отличающихся по уровню экономического и культурного развития. Разновидности: 1. теократическая (например в Саудовской Аравии); 2. экстремистская (фашистская и др.); 3. милитаристская (правление военного центра); 4. монократическая в условиях тоталитарного социализма. Поликоатическая противоположна монократической гос-ной форме — поликратическая, опирается на те постулаты, которые монократическая форма отвергает. Существует разделение властей (распределение ролей по управлению государством), действует местное самоуправление. В гос-ном режиме преобладают демократические методы управления, связанные с регулярными выборами, партиципацией (участием) граждан в управлении гос-вом, поисками консенсуса (согласия) и компромиссов, гарантиями прав граждан. Данная форма предполагает политический и идеологический плюрализм, светский характер государства. Гос-ная власть открыта для давления на нее со стороны различных заинтересованных групп мирными способами. Эта форма также может существовать в странах различного уровня развития (в Индии и США), имеет свои разновидности. Выделяют 2: традиционную и постсоциалистическую, которая находится в стадии становления, не во всех странах, покончивших с тоталитарным социализмом. Сегментарная гос-ная форма — промежуточная (др. -греч. сегмент — отрезок целого). Она предполагает разделение ветвей власти, ролей по управлению государством, но не имеет системы «сдержек и противовесов». Решающая роль принадлежит исполнительной власти, роль судов традиционно слаба, а парламент принижен. Местное самоуправление м. б. предусмотрено в отдельных звеньях админ-но-территориального деления, но выборные органы находятся под жесткой опекой назначенных чиновников. Права человека и гражданина провозглашаются конституциями, но они систематически нарушаются гос-ными органами, а в гос-ном режиме преобладают авторитарные методы управления. Число политических партий ограничено законом, массовые общественные организации находятся под опекой государства. Гос-ная власть в условиях этой формы открыта для давления на нее со стороны «заинтересованных групп» общества. Эта форма также имеет свои разновидности. Сегментарная гос-ная форма в Венесуэле и Египте или Марокко и Иордании существенно различны. В некоторых странах эта форма сравнительно либеральная, в других — более авторитарная.