Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. можно охарактеризовать как предкризисное, поскольку в экономике переплелись самым сложным образом старые, феодальные и новые,рыночные отношения. В эти годы стало ясно, что страна не может двигаться вперед, отягощенная системой крепостничества, что сделать радикальные шагив этом направлении было необходимо. За первую половину XIX в. население России возросло с 37 до 69 млн человек как за счет вновь присоединенных территорий, так и за счет его естественного прироста - около 1 % в год. Количество городов за 1811-1863 гг. возрослос 630 до 1032. Среди них преобладали небольшиегорода. Наиболее крупными городами были Петербург и Москва. Рост городов происходил преимущественно за счет притока населения извне. Постоянными жителями городов, особенно крупных, все чащестановились крестьяне (дворовые и пришедшие назаработки). Сельское хозяйство в I половине XIX в. В первой половине XIX в. Россия продолжала оставаться преимущественно аграрной страной. Более90 % ее населения составляло крестьянство, и сельское хозяйство было основной отраслью экономикистраны. Сельское хозяйство носило главным образом экстенсивный характер, т. е. оно развивалось нестолько за счет улучшения обработки почвы и внедрения новых агротехнических приемов, сколько засчет расширения площади посевов. Господствующейсистемой земледелия было традиционное, складывавшееся веками трехполье: яровые - озимые - пар(под паровым, незасеянным клином земля «отдыхала»). При трехполье урожайность поддерживали нетолько пар и удобрения, но и чередование культур. К середине XIX в. сельское хозяйство постепенно начало меняться. Расширялись посевы техническихкультур - хмеля, табака, льна. Животноводство носило натуральный характер. В первой половине XIX в. мы наблюдаем кризис феодально-крепостнической системы. Сильнее всего онзатронул горно-металлургическую промышленность. Если во второй половине XVIII в. Россия занимала первое место в мире по производству железа, то на рубеже XIX в. ее догнала Англия, а. к началу 1860-х гг. Россия производила в 10 раз меньше железа, чем Англия. Внешняя торговля. Для русской внешней торговли был характерен активный торговый баланс (превышение вывоза над ввозом), который в значительной мере обусловливался протекционистской таможенной политикой правительства:установление высоких пошлин на ввозимые товары преследовало цель защитить отечественную промышленность от конкуренции западноевропейских промышленников. Главной статьей экспорта, составив еготретью часть, стал хлеб. Россия господствовала наевропейском хлебном рынке (только в 50-х гг. XIX в. с ней начинают конкурировать США). В первой половине XIX в. Россия оставалась страной бездорожья, что изрядно мешало ее экономическому развитию. В дореформенной России основными видами транспорта были водный и гужевой(перевозки на лошадях). Главной транспортной артерией страны являлась Волга. Первая железная дорога длиной в 25 верст была построена в 1837 г. между Петербургом и Царским Селом.