Для восприятия младшего школьника характерна высокая эмоциональность и яркость воспринимаемых образов. Хуже воспринимаются символические и схематические изображения, лучше – наглядный материал. Малый жизненный опыт не позволяет школьникам точно оценивать время и пространство. Часто являются абстракцией исторические даты, детям трудно понять отдаленность событий во времени, в большинстве случаев значительно недооцениваются маленькие и переоцениваются большие интервалы времени. Ограниченность в восприятии пространства может приводить к неправильной организации рабочего места, трудности беглого чтения из-за суженности строчек, ошибкам в восприятии и написании похожих букв и цифр, глазомерным ошибкам при измерении и пр. Главная особенность внимания младшего школьника – это относительно слабая произвольность. За время обучения в начальной школе все свойства внимания, кроме переключения, становятся почти такими же, как у взрослого. Переключение же в этом возрасте развито даже лучше, чем у взрослых, что объясняется подвижностью нервных процессов. Школьное обучение способствует развитию памяти младшего школьника. Достаточно быстро в первые школьные годы развивается механическая память, отстает в темпах опосредованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенку хватает для усвоения материала и механической. Если не уделять должного внимания в эти годы становлению опосредованного, логического запоминания, это отрицательно скажется на обучении в среднем и старшем звене школы. Интеллектуальное развитие младшего школьника идет по следующим направлениям: 1) широкое использование речи в качестве средства мышления; 2) три вида мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое) взаимно обогащают и дополняют друг друга. Если какой-либо из видов мышления не используется при обучении, то интеллектуальное развитие ребенка идет односторонне. Младшие школьники овладевают понятиями, учатся сравнивать, обобщать, делать выводы. Процесс сравнения у детей одного и того же возраста может проходить по-разному. Чаще дети находят различие, реже – сходство. Второклассники при сравнении выделяют большее количество признаков, чем первоклассники. Если сравниваются новые предметы, то ученики легче обнаруживают различные черты, если предметы известны – схожие качества. При повторном сравнении становится большим количество выделенных признаков сходства. Операция сравнения иногда подменяется простым рядоположением предметов, то есть сначала отмечаются свойства одного предмета, а затем – другого. Обобщение младшие школьники лучше всего делают, отталкиваясь от конкретных ситуаций, детальных описаний. Критерием хорошо сделанного обобщения выступает умение привести конкретный пример, соответствующий полученным знаниям. Итак, за период начальной школы умственное и познавательное развитие ребенка заметно прогрессирует.