Если в качестве основы для рассмотрения исходить из положения индивида в группе то можно выделить следующие показатели: 1) позиция – официальное положение человека; 2) статус – место, реально занимаемое индивидом в системе внутригрупповых отношений, степень действительного авторитета. 3) внутренняя установка – это субъективное понимание человеком своего положения в группе. 4) роль – заданный социальными нормами образец поведения, ожидаемый и одобряемый группой 5) конформность – это приспособленчество, сознательное нежелание человека идти против мнения большинства в группе, чтобы не создавать себе проблем в общении. Типы и варианты внутригрупповых структур коммуникаций: 1) фронтальная – члены группы находятся рядом друг с другом и могут наблюдать друг за другом, даже не вступая в прямые контакты (класс на уроке студенческая группа на лекции и т. п.); 2) радиальная – члены группы не имеют возможности непосредственно контактировать друг с другом, а общаются через центральное лицо 3) иерархическая – предполагает наличие как минимум двух (может и больше) уровней соподчинения, при этом часть группы может зрительно контактировать, а часть не имеет такой возможности; 4) цепная – каждый член группы (исключение составляют двое крайних участников) взаимодействует с двумя соседями; 5) круговая – возможности всех членов группы равны каждый может непосредственно наблюдать за реакцией другого; 6) полная – для свободного межличностного общения не возникает никаких препятствий. Групповые ценности – то, что наиболее важно и значимо для данной группы; групповые нормы – правила поведения, которым следуют члены группы (первого уровня – нарушения недопустимы ни при каких условиях; второго уровня – допускаются некоторые отклонения; низкого уровня – соблюдение не обязательно). Исследователи выделяют следующие функции групповых норм: 1) регулятивная; 2) оценочная; 3) стабилизирующая; 4) санкционирующая. Управление группой может осуществляться и на официальном уровне – руководителем, и на неофициальном – лидером. В процессе управления группой как руководитель, так и лидер могут использовать различные средства психологического воздействия, которые в совокупности определяют стиль лидерства (руководства). Классически выделяют три стиля: авторитарный, демократический, либеральный. Успех деятельности определяет и стиль лидерства. Для группы, близкой к уровню коллектива, предпочтителен демократический, а иногда и либеральный стиль. Для групп со средним уровнем развития лучшие результаты дает гибкий стиль, сочетающий элементы директивности, демократичности, либеральности. В слаборазвитых группах наиболее эффективен директивный стиль с элементами демократичности.