Восприятие в подростковом и юношеском возрасте входит в состав запоминания. На практике это означает, что при запоминании школьник фиксируется на свойствах тех предметов, которые необходимы для последующего воспроизведения. Исходя из этого, педагогу при изложении нового материала следует выделять ключевые элементы, употребляя такие слова: «Обращаю ваше внимание на. . . », используя разноцветный мел, акцентированное повторение и т. п. Начиная с подросткового возраста, активно развивается произвольная и логическая память, которая вскоре достигает такого уровня, что используются практически повсеместно. Это приводит к замедлению развития механической памяти, хотя многие новые школьные предметы требуют ее применения, а потому учащаются жалобы подростка на плохую память. На этом фоне повышается интерес к приемам улучшения памяти. Процессы памяти функционируют эффективнее, если создан соответствующий мотив, опирающийся на эмоциональный внутренний мир человека. В подростковом и юношеском возрасте в работе памяти отмечаются существенные индивидуальные различия, которые следует учитывать в организации учебного процесса, предлагая школьникам различные способы подачи материала. В этом возрасте падает продуктивность непроизвольного запоминания и возрастает эффективность опосредованного. В подростковом возрасте кардинально меняется взаимоотношение между памятью и мышлением. Если раньше эти отношения строились по принципу мыслить – значит вспомнить, то теперь, вспоминать – значит мыслить, т. е. процесс запоминания заключается в установлении логических связей. В средних и старших классах школы активно развивается монологическая и письменная речь. В подростковом возрасте ребенок учится самостоятельно готовить текст устного выступления. Аргументировать свои мысли, писать сочинение на произвольную или заданную тему. В среднем и старшем школьном возрасте продолжается становление общих и специальных способностей на основе обучения, общения и труда. Учение способствует развитию общих интеллектуальных способностей (логически рассуждать, пользоваться понятиями, строить умозаключения и т. д.); общение – совершенствованию коммуникативных способностей (добиваться расположения людей, умение находить взаимопонимание, вступать в контакт и др.); в трудовой деятельности происходит становление практических умений и навыков, необходимых для будущего профессионального становления. В основе развития способностей лежат следующие положения: 1) к подростковому возрасту организм ребенка физически окреп, а, следовательно, имеющиеся врожденные задатки уже должны проявиться; 2) не позже 6 – 7 лет ребенок должен пройти психологическое обследование на предмет выявления имеющихся задатков; 3) обучение детей должно опираться на выявленные задатки и способности, особенно в старших классах школы.