Задатки – это предпосылки для развития способностей. Многие считают задатками лишь врожденные свойства и качества, однако, если рассматривать процесс развития способностей поэтапно, то возможно выделение и приобретенных задатков. Для того чтобы способность достигла высокого уровня, важно, чтобы она была хорошо сформирована на предыдущем этапе. Например, высокий уровень развития математических способностей предполагает, что ребенком были хорошо усвоены элементарные математические знания, они и выступают в данном случае в качестве задатков. Сравнительный анализ роли среды и наследственности можно осуществить при помощи следующих способов: 1) систематическое изменение условия обучения и воспитания; 2) всестороннее изучение особенностей психики и поведения у детей, воспитанных в условиях различных социальных и национальных культур, различных типах семей; 3) сопоставление особенностей психики и поведения гомозиготных (однояйцевых) и гетерозиготных (разнояйцевых) близнецов. Отталкиваясь от проведенных исследований, ученые (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, В. М. Русалов) делают выводы, что свойства нервной системы нельзя рассматривать в качестве задатков для развития способностей, однако «они образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее – другие» (Б. М. Теплов). Свойства нервной системы – это устойчивые образования, поэтому педагогической задачей является не изменение отрицательных свойств, а нахождение наилучшего для каждого типа нервной системы метода обучения и воспитания. Говоря о влиянии наследственности и среды на развитие интеллектуальных способностей, трудно дать однозначный ответ. В одних ситуациях наследственность определяет формирование интеллектуальных способностей, в других такая связь не прослеживается. Межполовые различия в формировании способностей также не имеют четкого выражения, однако могут возрастать по мере взросления. Например, мужчины, занятые физическим трудом, могут иметь лучшую, по сравнению с женщинами, координацию движений, лучше ориентироваться в пространстве, понимать механические соединения. Женщины, в свою очередь, обладают лучшими речевыми способностями, более ловкими движениями, превосходством в скорости восприятия, запоминания, счета. Многие человеческие способности начинают формироваться сразу же после рождения человека и в своем развитии проходят следующие этапы: 1) подготовка анатомо-физиологической базы будущих способностей (биологические задатки); 2) формирование задатков небиологического плана; 3) способность достигает необходимого уровня развития. Указанные этапы могут либо протекать параллельно, либо в разной степени накладываться друг на друга.