Подростковый возраст характеризуется умением обучаться как в теоретическом, так и в практическом плане. Впервые проявляется такая особенность, как склонность к экспериментированию, частным проявлением которой является нежелание все принимать на веру. Подросток во всем сомневается, не доверяет чужому опыту, ему необходимо лично удостовериться, насколько гипотезы соответствуют истине. Он любознателен, стремится заслужить высокую оценку окружающих, отрицательно реагирует на предложение решать простые задачи. В организации учебного процесса педагогу следует ориентироваться на развитие как образного, так и логического мышления в соответствии со сложностью материала, при этом нежелательно слишком усложнять и излишне упрощать предлагаемый материал. В старших классах школы формируется новое отношение к обучению. Выпускников интересуют те предметы, где они могут лучше себя узнать и проявить самостоятельность. О самостоятельности мышления свидетельствует независимость поведения юноши. Старшеклассники выполняют лишь такие действия, следуют таким формам поведения, которые им кажутся целесообразными и разумными. Развитие интеллектуальной сферы можно ускорить, если работать в следующих направлениях: развивать понятийный строй мышления; речевой интеллект и внутренний план действий. Развитие речевого интеллекта в старших классах возможно в результате занятия риторикой, т. е. формирования умения планировать и произносить публичные речи, отвечать на вопросы, вести дискуссию. При формировании понятийного мышления важно помнить следующее: 1) многие научные понятия имеют несколько значений; 2) часто бывает недостаточно слов бытовой речи, чтобы раскрыть содержание понятия; 3) одно понятие может иметь несколько определений, не всегда полностью совпадающих; 4) по мере развития научных знаний и развития самого человека в процессе онтогенеза объем и содержание понятия меняется. Из сказанного следует, что важно не механически заучивать определения понятий, а учить школьника самостоятельно находить и выводить эти определения. Крайне важно в подростковом и юношеском возрасте развивать практический интеллект, в структуру которого входят следующие качества: экономичность, расчетливость, предприимчивость, умение оперативно решать поставленные задачи. Предприимчивость возможно развивать при организации в школе ученического самоуправления, экономичность и расчетливость – организуя ученические кооперативы или подобные им мероприятия, где требуется вести расчеты, составлять смету доходов и расходов. Умение оперативно решать поставленные задачи будет формироваться, если приучить подростка пользоваться правилом: как только проблема возникла, необходимо сразу же, не откладывая, приступить к ее решению. Таким образом, мышление в подростковом и юношеском возрасте отличается разнообразием форм и самостоятельностью.