Любая наука имеет в качестве основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Психология как наука официальное оформление получила немногим более 100 лет назад, когда в 1879 г. Вундт открыл в Лейпциге 1-ю лабораторию экспериментальной психологии. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи – великие писатели, а также некоторые представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми : педагоги, врачи, священнослужители. И обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему. Чем же отличаются житейские психологические знания от научных?5 основных отличий :1. житейские психологические знания конкретны. Они приурочены к конкретной ситуации, конкретным людям, конкретным задачам. Научная психология как и всякая наука стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия, которые позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальных особенностей. 2. житейские психологические знания носят интуитивный характер – научные психологические знания рациональны и вполне осознаны. 3. способы передачи знаний – знания аккумулируются и передаются с большим КПД. 4. методы получения знаний – в житейской психологии - наблюдения и размышления; научной психологии – эксперимент. 5. научная психология располагает обширным, разнообразным, уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом. Отношения научной и житейской психологии подобны отношениям Антея и Земли. Первый, прикасаясь ко второй, черпает из нее свою силу. Итак : научная психология : во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; в третьих, на последнем этапе им проверяется.