Внешняя политика Великобритании: от империи к "осевой державе". У. Черчилль В 1948 г. выступил с концепцией "трёх сфер", центром пересечения которых считалась Британия. По снижению приоритетности ими были Британское Содружество и империя, отношения Соединённого Королевства с США и британскими доминионами, и взаимодействие с континентальной Европой. Эта конструкция покоилась на "особых отношениях" с США, которые Лондон использовал для своего позиционирования в отношении Советского Союза. Чем глубже пускала корни биполярная система мира, тем активнее Британия искала себе место в условиях противостояния двух сверхдержав. Однако в 1940–50-е годы Британия ещё ощущала себя империей, однородным государством и державой глобального охвата. После первого приступа "холодной войны" после фултоновской речи в международных отношениях наступила первая "оттепель". Вновь став премьер-министром в 1951 г., Черчилль поднял вопрос о возобновлении сотрудничества между державами-победительницами. Участие Англии в Корейской войне перечеркнуло эти начинания. Новая возможность для продуктивного взаимодействия представилась в 1954 г., когда по инициативе СССР и при поддержке Британии в Женеве прошло международное совещание глав правительств о положении в Индокитае. В результате военные действия в регионе прекратились. В 1955 г. по инициативе британского руководства во главе с Энтони Иденом прошла встреча на высшем уровне с участием СССР, Британии, США и Франции, а в следующем году Н. С. Хрущёв посетил Лондон. Однако через несколько месяцев сближение между ведущими державами было прервано англо-франко-израильской агрессией против Египта. Дело дошло до того, что Советский Союз пригрозил Англии применить ядерное оружие. После Суэцкого кризиса Британия отказалась от попыток проводить внешнюю политику без оглядки на США и СССР и нехотя встроилась в двухполярную систему мира. Из трёх "великих кругов" на первое место для неё вышли США. Налаживать отношения с Советским Союзом пришлось Гарольду Макмиллану. В 1959 г. он совершил визит в Москву и потратил немало усилий для организации встречи Никиты Хрущёва с Дуайтом Эйзенхауэром, которая годом позже сорвалась из-за скандала вокруг американского самолёта-шпиона "У-2". Г. Макмиллан стал первым британским премьеров, взявшим курс на "наведение мостов" между Москвой и Вашингтоном, играя посредническую, коммуникационную роль. Благодаря ему, а также стараниям министра иностранных дел Алека Дугласа-Хьюма, Британия в этом изрядно преуспела. Джон Кеннеди с почтением относился к умудрённому опытом Г. Макмиллану и во время Карибского кризиса советовался с ним больше, чем с другими европейскими лидерами. Лондон внёс немалую лепту в заключение Соглашения о запрещении испытания ядерного оружия в трёх сферах 1963 года. Однако по мере того, как сверхдержавы вырабатывали механизм прямого общения, они всё реже нуждались в посреднических услугах, а среди европейских столиц Москва всё чаще отдавала предпочтение Парижу и Берлину. Прошло немало лет, прежде чем в иных исторических условиях опыт Г. Макмиллана по сближению позиций Запада и СССР был использован Маргарет Тэтчер, опекавшей М. С. Горбачёва. Эта политика получила продолжение в постсоветское время с приходом к власти лейбористов. Тони Блэр на некоторое время стал самым близким к новому российскому президенту западным политиком. В 1960-е годы новым импульсом для развития внешнеполитической доктрины Великобритании стало знаковое выступление Г. Макмиллана в Кейптауне. Говоря о "ветре перемен", премьер признал реалии укрепления национального самосознания в британских колониях. Гарольд Вильсон, который после прихода к власти ещё кичился тем, что границы британского государства "проходят по Гималаям", вскоре изменил позицию и в 1967 г. объявил о выводе британских вооружённых сил "к Востоку от Суэца", т. е. из бассейна Индийского океана и Персидского залива. В 1960-е годы возникла проблема ментальной перестройки британского общества в связи с утратой полноценного статуса великой державы, остро встал вопрос самоидентификации британской нации в новых исторических условиях. Проявилась и другая принципиальная тенденция – Лондон начал громко стучаться в двери ЕЭС. Дважды вынесенное вето генерала де Голля, называвшего Британию "троянским конём" США в Европе, оставило их наглухо закрытыми. Только третья попытка, предпринятая консервативным правительством Эдварда Хита, увенчалась успехом. Подключение страны в 1973 г. к процессу европейской интеграции свидетельствовало об окончательном складывании новой конфигурации "трёх великих кругов", среди которых отношения Британии с Европой вышли по своему значению на второе место, оттеснив фактор Содружества. Если раньше Лондон не раз брал на себя роль "связующего звена" в контексте отношений СССР – США, то теперь он переквалифицировался на роль брокера между США и Западной Европой. Что касается ритма советско-британских отношений, то "потепления", как правило, приходились на вторую половину десятилетий. Так было в 1950-х годах при Г. Макмиллане, в 1960-х и 1970-х годах при Г. Вильсоне, в 1980-х годах при М. Тэтчер. Эта последовательность была нарушена после развала Советского Союза, и сотрудничество между Россией и Англией оживилось только в самом конце XX века. Спады и подъёмы, как правило, зависели от состояния дел в сфере советско-американских отношений, однако в периоды ослабления особых отношений Лондона и Вашингтона советско-британские связи могли развиваться и в автономном режиме. Во второй половине 1960-х годов, когда между Британией и США возникли разногласия по ряду международных проблем, а также несмотря на усиление противостояния Советского Союза и Соединённых Штатов на фоне войны во Вьетнаме, правительство Вильсона заключило с Москвой ряд важных договорённостей. В то же время, в начале 1970-х годов, вопреки новому сближению сверхдержав, правительство Эдварда Хита пошло на обострение отношений с Москвой. Спорные моменты внешней политики Маргарет Тэтчер в 1980-е годы были как эхом уходившего в прошлое имперского менталитета, так и предтечей трудностей, с которыми столкнулась Британия на международной арене в следующем десятилетии. Фолклендская война по сути была справедливой, спровоцированной нападением извне на британскую заморскую территорию. Однако отношение к ней и правящего класса, и людской массы, сопровождавшая её риторика, придаваемая ей знаковость продемонстрировали нечто большее – стремление, в первую очередь англичан, вернуть стране утерянную величественность, доказать миру, что Британия – по-прежнему великая держава, компенсировать падение её международного престижа в результате развала империи. Проблема состояла в том, что выдавать желаемое за действительное не было твёрдой почвой для внешней политики, хотя и помогло консолидировать позиции консерваторов внутри страны. Более серьёзным аргументом в деле восстановления позиций Британии в мире были отношения с США. На фоне личной дружбы "железной леди" с Рональдом Рейганом "особые отношения" между странами пережили новый расцвет, хотя по-прежнему были наполнены больше символами, а не реальным содержанием. В то же время усиление неприязни и подозрительности Тэтчер к европейской интеграции в целом и к Франции и Германии в частности не только стоили ей кресла премьера и привели к расколу Консервативной партии, но в 1990-е годы вычеркнули Британию из списков европейских лидеров. Исправить положение оказалось не под силу ни Джону Мейджеру, ни Тони Блэру. Черчилль софрмулировал тезис о трех сферах британской ВП: 1. США (осн. На безоп-ти); 2 сфера-содружество(британское)-история и кровь. 3я сфера-Европа (осн. На географии) ВП Великобрит в период холодной войны. 1945г. -прем-мин Великобр-Эттли. Лейбористское правительство находилось в поисках нового союзника. Исторически обстоятельства сложились так, что Брит. Близка пол-ка США. Англо-америк. Союз Э. Бевин предложил идею создания НАТО+сформулировал тезис о необходимости сотрудничества англоязыч народов. Речь Черчилля в Фултоне о начале холл войны-1946г. В годы 2ой мир войны между США и Брит сформир так называемый ядерный союз. В 1945-США первыми испытали свою ядерную бомбу, большой вклад в создание кот-ой внесли англичане. Между Брит и США было подписано в Канаде Квибекское соглашение о сотрудничестве в ядерных разработках (194 3). После 2ой мир войны Брит взяла курс на создание своего автономного яд оружия. 1952-Брит испытала свою первую яд бомбу и стала третьям ядерным гос-вом без помощи США. На рубуже 50-60-х гг между Брит и США закл целый ряд соглашений, поставивших Брит в положение привилигирован яд партнера. На тер-ии Британии базируются америк атомные подводные лодки. По соглашению 1962 г. американцы оснащают брит вооруженные силы ракетами «Полярис». В 1980 было подписано аналогичное соглашение, только касалось оно ракет «Трайден». К 80 гг. произошел рост престижа Брит. Америка помогла ей в Фолклендском кризисе 1982г. Европ пол-ка. Брит отказалась от участия в плане шумана. В брит у власти большая часть угольной и сталелит пром-ти национализирована. ЕОУС-это инициатива Фр, Брит не хотела участвовать на их усл-иях. Гарольд Макмиллан (1956-64гг)-пм Брит (консерватор). Он делал акцент на эк примуущ участия в интеграции. 1961г. -Брит подает заявку на членство в ЕЭС. Де Голль её блокировал (это-«Троянский конь» США) 1964г-Гарольд Вильсон (лейборист) подал вторую заявку. Скептики более многочисленны и заметны в пол-ке Брит. В правом крыле консерваторов создана «антирыночная монополия» - против общего рынка. Гл аргумент – присоед к ЕЭС нарушит брит. Суверенитет. Эдвард Хикл-лидер консерв. ПС в 70-74 гг. Сторонник интеграции. 1973г. - Брит подала заявку и стала членом ЕЭС. 1979г. - консерваторы вновь победили на выборах. Марг Тэтчер-ПМ. Она отрицательно отнеслась к интеграции. Поворач в сторону США, Европе дала понять, что не допустит ущемления прав Брит. Смогла получить «брит чек». Брит финансир расходы ЕЭС. Ей этого казалось много. Тэтчер заявила, что Брит должна снизить свой взнос+получить компенсацию за годы переплаты. К 84 г. «брит. Чек» уже действовал (это была сктдка на брит взносы, но взамен Брит не участвовала в аграрной пол-ке ЕС). При Тэтчер был подписан Единый Европ акт ( 86г)-полная с-ма перехода к единому рынку. Нач активно обсуждать создание валютного союза. Тэтчер была категорич против, а ее мин-ры-за. 8г. -речь Тэтчер в Брюгге: 1)_неприятие идей европ федерации 2)нежелание участ-ть в аграрной пол-ке ЕЭС и критика соц пл-ки ЕЭС. 3) Европа-своб союз своб рыночных гос-в. Среди консерв-ов произошел раскол. 1990г. -лидером консерваторов и ПМ стал Джон Мейджор. Он был настроен более про-европ. Подписал в 92г. Маастрихт договор, но исключил из него слово фед-ия.