Нормативное определение налога содержится и в Налоговом кодексе Российской Федерации (ст. 8): «1. Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц» в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. 2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав выдачу разрешений (лицензий)». Налоговые отношения структурно входят в систему финансов отношений, но как особый их вид имеют отличительные признаки присущие именно налогам. Такими признаками, помимо обязательности (принудительности) налогов, являются их безвозмездна и безэквивалентностъ. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, отражающая их сущность как особого централизованного звена распределительных отношений. Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция. Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления его собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.). Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах, что обуславливает контрольную функцию налогов. Благодаря контрольной функции налогов оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции налогов, фискальная и контрольная, в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики. Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующие многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение, здравоохранение и т. д.). Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. Виды налогов. Налоговые системы обычно содержат большое количество налогов. Налоговый кодекс Российской Федерации содержит 28 различных налогов и сборов. Федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; налог на доходы физических лиц; взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, государственная пошлина; таможенная пошлина и таможенные сборы; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородом, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; лесной налог; водный налог; экологический налог; федеральные лицензионные сборы. Региональные налоги и сборы: налог на имущество организаций; налог на недвижимость; дорожный налог; транспортный налог; налог с продаж; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы. Местные налоги и сборы: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование и дарение; местные лицензионные сборы. Элементы налогов. Объединяющим началом всех взимаемых логов и сборов являются элементы налогов. В мировой практике налогообложения используются общие понятия главных элементов налогов, к основным из которых относятся: объект налогообложения - экономическое основание, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг, сделки по купле - продаже, экспортно-импортные операции, имущество физических и юридических лиц и иные основания); налоговая база - стоимостная, количественная или иная характеристика объекта налогообложения (прибыль от экономической деятельности; доходы физических и юридических лиц; выручка от реализации продукции, работ, услуг; стоимость имущества и т. д.); налогооблагаемая база - часть налоговой базы, остающаяся после осуществления всех установленных законодательством вычетов из налоговой базы, к которой применяется налоговая ставка; налоговый период - календарный или иной период времени (месяц или квартал), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма; налоговая ставка - величина налога на единицу измерения налоговой базы (единица измерения - мера измерения объекта обложения: рубль, тонна, кубометр, гектар и др.); порядок исчисления налога - законодательно установленный промесс исчисления налоговой базы, применения налоговых вычетов и льгот, скидок с налоговых ставок и. т. д; порядок и сроки уплаты налога - законодательно установленная дифференциация сроков уплаты налогом отдельными категориями налогоплательщиков, например, в зависимости от объектов налоговой базы, места производства и реализации продукции и других факторов. Налоговая классификация. Приведенный выше перечень налогов дает четкое представление о количестве и конкретных видах налогов и сборов, а также об их распределении между уровнями бюджетной системы. На практике для характеристики налоговой системы и ее структурных показателей применяется налоговая классификация, основные принципы которой устанавливаются в зависимости от: объекта налогообложения - прямые и косвенные; уровня взимания (звена бюджетной системы) - федеральные, региональные и местные; субъекта уплаты - с физических и юридических лиц; целевого назначения - общие (без функциональной привязки к расходам бюджета) и целевые; источника уплаты - с доходов, прибыли и выручки от реализации (продаж); способа изъятия - у источника и с налоговой декларации. Данная классификация является основной, наиболее часто используемой для оценки налоговой системы, но она не исчерпывающая. При необходимости (в аналитических и других целях) каждая итоговая группа может быть детализирована по тем или иным признакам. Способность налоговой системы в целом и каждого налога в отдельности выполнять возложенные на функции зависит от принципов, на которых она построена. Принципы построения налоговых систем в налоговой теории трактуются с разных позиций. Общее признание получили пока только фундаментальные (классические) принципы налогообложения: принцип справедливости (равенства) налогообложения; определенность и точность налогов (размер налогов, сроки, способ и порядок исчисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщику); удобство сроков и способов уплаты; экономичность (эффективность) налогов, т. е. расходы по обслуживанию налогов должны быть как можно меньше относительно сумм, поступающих в доход государства в виде того иного налога.