Одним из аспектов товарной политики фирмы является обеспечение конкурентоспособности своего товара. Вопрос конкурентоспособности продукции стоит достаточно остро в силу того, что в последние годы на рынке существует широкое разнообразие товаров, предлагаемых потенциальному потребителю. Как правило, под конкурентоспособностью товара понимают некую характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность для потребителя. Конкурентоспособность включает три основные составляющие. Одна из них жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству предлагаемого товара. Другая составляющая связана как с процессом создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями, которые могут возникнуть у потребителя. Наконец третья отражает все то, что может быть принято или не принято потребителем как покупателем или как членом той или иной социальной группы и т. д. Покупатель всегда является главным оценщиком товара, его характеристик, достоинств и недостатков. А это в свою очередь говорит о том, что все элементы конкурентоспособности товара должны бытьнастолько очевидны потенциальному покупателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения илииного толкования в отношении любого из них. Так, при формировании конкурентоспособности товарав рекламной деятельности необходимо учитывать особенности психологического воспитания и интеллектуальный уровень потребителей, особенности восприятия потребителем конкретного товара и многие другие факторы личного характера. Необходимо отметить, что каждый рынок характеризуется «своим» покупателем. Поэтому изначально неверна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком конкурентоспособности. Рыночная экономика ставит такие условия, что маркетологам необходимо понять, что пытаться схематически выразить конкурентоспособность товара -это все равно что пытаться схемой показать всю сложность и все тонкости рыночного процесса. Поэтому для них конкурентоспособность стала удобным, концентрирующим внимание и мысль термином, за которым выстраивается все разнообразие стратегических и тактических приемов менеджмента в целом и маркетинга в частности. Конкурентоспособность - не показатель, уровень которого можно вычислить для себя и для конкурента, а потом победить. Прежде всего это направленность работы в условиях рынка, ориентирующая на большое количество факторов, из которых наиболее важными являются:понимание нужд потребителя и тенденций их развития в перспективе;знание поведения и возможностей конкурентов (достигается при непрерывном и тщательном иханализе);знание состояния и тенденций развития рынка;знание окружающей среды и ее тенденций (изменений, происходящих в экономической, политической, культурной и социальных сферах);умение создать востребованный товар и довести его до потребителя (достигается при анализе желаний покупателя, проведении НИОКР и создании эффективной сбытовой сети и каналов распределения);условия для предпочтения потребителем товара компании товару конкурирующей организации.