Все зарубежные конституции наделяют парла-мент законодательными полномочиями принятие законов является главнойзадачей парламента. Теоретически только парламент обладает суверенным правом принимать законы. 1)Принятие бюджета и иные финансовые полномочия являются старейшей прерогативой парламента. Однако по мере того, как исполни-тельная власть укреплялась, финансовые полномочия вовсе возрастающей степени переходили от парламента к правительству. В современных индустриально развитых государствах подготов-ка и исполнение бюджета и все остальные финансовые полномочия почти полностью перешли в руки правительства. В сфере финансовой деятельности парламенту принад-лежит большей частью пассивная роль2. Юридически все финансовое законодательство исходит от парламента, практически же он в этой области играет чисто номинальную роль. Парламент не может играть более активной ролив сфере бюджетных отношений (как и в других сферах) уже потому, что он не обладает надлежащим информационным обеспечением. 3)Контроль над деятельностью правительства является одним из наиболее важных полномочий парламента. Парламентский контроль над деятельностью правительства присущ лишь демократическому политическому режиму. Конкретное выражение его зависит от формы правления. В президентских республиках контрольные полномочия парламентов менее разнообразны. В парламентарных странах, напротив, обширные контрольные полномочия парламента в значительной степени нейтрализу-ются принадлежащим правительству правом роспуска парламентах основные методы контроля над деятельностьюправительства. 1. Постановка вопроса о доверии, применяемая лишь в парла ментарных странах, где прави-тельство несет ответственность перед парламен-том (обычно перед нижней палатой) за свою деятельность. 2. Резолюция порицания, которая в отличие от вотума недоверия вносится не по инициативе правительства, а по предложению палаты. 3. Интерпелляция, т. е. обращенное к правитель-ству требование дать объяснение по поводу проводимой им внутренней или внешней политики или по какому-либо конкретному вопросу. (Италия, Бельгия, Дания, Финляндия, Нидерлан-ды,Норвегия, Япония) ни в Великобритании, ни в странах, воспринявших британскую правовую систему, интерпелляции не применяются. Внесение интерпелляций практикуется, как правило, только в нижних палатах,4. Вопросы устные и письменные. Эта форма широко при меняется в парламентарных странах и служит не столько для контроля правительства, сколько для его критики. Парламентские вопросы носят самый различный характер 5)Деятельность расследоватепьских комитетов и комиссий, которые создаются парламентами всех стран, вне зависимости от формы правле-ния. Судебные полномочия зарубежных парламентов являются ограниченными, и их реализация не занимает заметного места в обычной парламентской деятельности. Наделе-ние парламентов апелляционной юрисдикцией такжепредставляет исключение. Такими полномочия-ми обладает палата лордов в Великобритании. Процедура импичмента с определенными дополнениями и изменениями воспринята парламентами многих стран. К судебным или квазисудебным полномочиям парламента может быть отнесено принадлежащее ему право решать споры о правомерности депутатского мандата и законности выборов.