В настоящее время насчитывается более ста действующих конституций. Некоторые из них приняты свыше ста лет назад. Наиболее старыми являются конституции США 1787 года, Норве-гии 1814 года, Бельгии 1831 года, Аргентины 1853 года,Люксембурга 1868 года, Швейцарии 1874 года. Однако большинство конституций появилось после второй мировой войны. Каждая из ныне действующих конституций обладает специфиче-скими индивидуальными чертами. В них нашли отражение социальные, национальные, полити-ческие, исторические, религиозные и иные особенности соответствующих стран. В то же время конституциям присущи некоторые общие, совпадающие черты. 1. Все конституции в той либо иной форме провозглашают лозунг народного суверенитета. В этом отношении едины как старые, так и новые конституции. Конституция США (преам-була): «Мы, народ Соединенных Штатов. . . торжественно провозглашаеми устанавливаем настоящую конститцию. . . ». В преамбуле перечисляются «цели образования более совершенного Союза», но ничего не говорится о власти и ее носителях. Конституция Бельгии 1831 года: «Все власти исходят от народа. Они осуществляются установленным Конституцией порядком» (ст. 2 5). 2 Все конституции в той либо иной форме закрепляют институты частной собственности. 3. В конституциях обычно воспроизводятся и закрепляются основные принципы теории разделения властей. В некоторых конституциях (итальянская, французская, западногерманская) концепция разделения властей не выражена семантически точно,она как бы подразумевается, из нее исходят. В других (американская, датская, японская) принципы разделения властейчетко сформулированы в соответствующих статьях. Принцип разделения властей, дополнен-ный «системой сдержек и противовесов», положен в основу американской конституции. 4. Все конституции устанавливают и закрепляют форму правления соответствующего государства - республику или монархию. Конституционные предписания по этому вопросу могут быть различными, но они всегда имеются в тексте основного закона. Так, конституция США ничего не говорит о форме правления всего Союза, но закрепляет республи-канскую форму правления для штатов: «Соеди-ненные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую формуправления. . . » (Глава IV, ст. 4). 5. Конституции устанавливают и закрепляют форму государственного устройства - унитаризм или федерацию, хотя в самом тексте основного закона могут отсутствовать прямые предписания об этом (Франция, Япония). В этом случае как быпредполагается, что само умолчание о форме государственного устройства является констата-цией унитаризма как наиболеераспространенного способа национально-политической организации территории страны. 6. Все конституции в той либо иной форме провозглашают и устанавливают демократиче-ские свободы граждан и подданных. Обычно в самом тексте основного закона содержится соответствующая глава или раздел. В новейших конституциях, особеннолатиноамериканских, правовое положение человека и гражданина с точки зрения технико-юридической разработано весьма обстоятельно, со множеством деталей. В то же время имеется ряд конституций, в основном тексте которых отсутствуют разделы или даже упоминания о правах исвободах. К их числу относятся конституции США, Франции 1958 года, некоторых франкоя-зычных стран Тропической Африки. В первона-чальном тексте конституции США не было специальной статьи или раздела о правовом положении личности, и лишь спустя несколько лет были приняты первые десять поправок, которые обычно называют Биллем о правах. 7. Все конституции определяют принципы организации системы высших органов государ-ственной власти и порядок деятельности составляющих ее подсистем. В их число входят глава государства, правительство, парламент и в некоторых странах высший орган конституцион-ного надзора. В конституциях устанавливаются также основы регулирования таких важнейших политических процессов, какими являются выборы, референдум и законодательство. Круг вопросов, регулируемых конституциями, различен. Однако с определенной степенью приближения можно вывести общую закономер-ность, состоящую в том, что старые конституции обычно более суммарны. Конституции, принятые после второй мировой войны, как правило, более детальны.