Таким образом, в подавляющем большинстве зарубежных стран существует единоличный глава государства, правовое положение которого зависит от формы правления страны. В странах с монархической формой правления главой государства является монарх, правовое положение которого отлиается двумя основными особенно-стями. Во-первых, власть монарха юридически считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирательного корпуса. Монарх властвует (ограниченно или абсолютно) по собственному праву и считается источником всей государственной власти. Монаршая прерогатива даже в парламентарных монархиях пронизывает всю государственную систему; все государственное управление осуществляется от имени монарха. Власть монарха наследственна, она переходит от одного представителя царст-вующего дома (династии) к другому в установ-ленном законом порядке. Порядок престолонас-ледия устанавливается либо конституциями, либо конституционными законами, которые в значительной степени дополняются обычаями. Законодательная практика зарубежных стран знает три системы престолонаследия. 1)Салическая система сводится к тому, что наследование престола осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престоло-наследников исключаются полностью (Швеция). 2)Кастильская система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам - младший брат исключает старшую сестру (Великобритания). 3)Австрийская система не исключает женщин, но дает мужчинами мужским линиям преимущество во всех линиях и во всехстепенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий. Наследствен-ный принцип является генеральным для всех монархий, хотя в истории известны случаи, когда монархи избирались. Избирательная монархия представлет собой сочетание монархического и республиканского элементов, В случае вакант-ное™ престола, малолетства, болезни или длительного отсутствия монарха устанавливает-ся регентство, т. е. правление за монарха, вместо него, осуществляемое либо единолично реген-том, либо коллегией - регентским советом. Регентство институт чрезвычайно гибкий, эластичный. Отстранение наследственного монарха от должности юридически невозможно, однако монарха можно принудить отречьсяот престола, наконец, свергнуть его или устранить физически. Все это практиковалось неоднократно. Личность монарха законодатель-ством соответствующих стран признается неприкосновенной и даже священной. Монарх обладает целым рядом почетных прав и прерогатив, совершенно не свойственных президенту. Среди них наиболее характерны атрибуты монархической власти - корона, мантия, трон, скипетр и держава и т. д., а также титул, в котором обычноперечисляются владения монарха, подчеркивает-ся божественное происхождение его власти и т. д. Денежное содержание монарха складывается из доходов от его личного имущества и ассигнова-ний из государственного бюджета, получаемых им по цивильному листу, принимаемому парламентом. Монарх имеет право на резиден-цию, при нем состоит значительное число чиновников (королевский двор), составляющихего штат. Роль монарха в государственном управлении обществом номинальна, сфера его дискреционных полномочий весьма невелика. Прерогатива монарха является своеобразным конституционным резервом, который может быть использован в критических случаях.