В зарубежных странах особую важность в современную эпоху приобретает институализа-ция политических партий. Речь идетпрежде всего о порядке их образования и регулирования внутренней структуры и полити-ческой деятельности. Длительноевремя это было вне пределов правового регули-рования государства. Политические партии рассматривались государственной властью как частные организации, подобные различного рода клубам и обществам. Положе-ние изменилось, когда партии были признаны составной частью политической системы первоначально доктриной, а затем и конституци-онным правом. Однако степень правового регулирования политических партий и его характер далеко не одинаковы в разных странах. В настоящее время можно выделить два основных метода регулирования правового статуса и порядка деятельности политических партий - внешний и внутренний. Внешний метод регулирования осуществляется посредством принятия конституций, обычных парламентских законов и вынесения судебных решений. В ряде конституций, принятых после второй мировой войны, содержатся положения, касающиесяполитических партий. Степень детализации и определенности этих положений различна, но само их наличие представляет совершенно определенную специфическую черту современ-ного конституционализма. В ст. 49 конституции Италии 1947 года сказано: «Все граждане имеют право свободно объеди-няться в партии, чтобы демократическим путем содействовать определению национальной политики». В более консервативной конституции Японии 1947 года о политических партиях в ст. 21 сказано менее определенно:"Гарантируется свобода собраний и объединений, а также свобода слова, печати и всех иных форм выражения мнений». Согласно ст. 21 основного закона ФРГ, партии «содействуют формирова-нию политической воли народа». Конституционные положения представляют собой основу для законодательной регламента-ции деятельности политических партий. Наиболее типичным примером в этом отношении является закон о партиях ФРГ 1967 года. Различного рода законы, касающиеся деятельно-сти политических партий, были приняты в США (закон о контроле над коммунистической деятельностью 1954 года, законы об избиратель-ных правах 1965 и 1970 гг., закон о федеральных избирательных кампаниях 1974 года), хотя в конституции США 1787 года и 27 поправках к ней не содержится никаких намеков насоздание и деятельность политических партий. Однако следует заметить, что в конституциях и избирательных законах отдельных штатов содержатся многочисленные положения, касающиеся организации и деятельности политических партий. К числу актов внешнего регулирования органи-зации и деятельности политических партий относятся решения судов, обладающих правами конституционного надзора, что особенно типично для США и ФРГ. Внутренний метод регулирования осуществля-ется самими политическими партиями через их центральные и местные руководящие органы. Все партии вне зависимости от степени их организационной оформленности обладают определенной внутренней структурой, между различными партийными органами существуют институализированные отношения. Особьм предметом регулирования в организационно оформленных партиях является членство. Руководящие органы партий - съезды, конферен-ции, центральные и национальные комитеты и т. д. принимают программы, уставы, правила, инструкции по вопросаморганизационной структуры и партийной деятельности. Издаваемые в этом порядке партийные нормы не носят, конечно, правового характера, и их принудительное исполнение через суд невозможно. Необходимой гарантией соблюдения внутрипартийных норм являются различные средства собственно партийного принуждения (исключе-ние из числа членов, взыскания,отказ в выдвижении в кандидаты и пр.). Любопытно отметить, что даже такие классиче-ские организационно неоформленные партии, как республиканская и демократическая в США, за последниегоды приняли меры к укреплению своих партийных организаций. С этой целью в 1974 году был принят устав демократической партии, а в 1976 году национальный конвент республи-канской партии одобрил специальные правила. Все это было сделано для укрепления организа-ционной структуры и партийного единства. Для современного этапа характерна тенденция к более тесным контактам между аппаратом политических партий и государственным аппаратом. Сейчас в политичских системах многих стран происходит дальнейшая институализация политическихпартий, усиливается их взаимосвязь с различны-ми звеньями государственного механизма.