Федерация – добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государствоФедеративное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государствоЧерты: 1) Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, земель, республик 2) Верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам 3) Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы 4) В большинстве федераций существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц 5) В парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации 6) Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность осуществляют союзные федереальные органыВиды 1) В зависимости от способа созданияa. Договорные - субъекты имели свои конституции, свое гражданство, границы субъектов не могли быть изменены без согласия (Чехословакия)b. Конституционные – субъекты не обладают суверенитетом, зачастую не имеют собственных конституций, их границы иногда изменяются актами центральных органов. При этом мнение субъектов (штатов, провинций и т. д.) должно быть выслушано, но оно имеет лишь консультативный характер 2) По структуреa. Симметричные – в состав федерации входят только однопорядковые субъекты (земли в Австрии, Германии, эмираты в ОАЭ), несубъектов нет. Предполагат полное равенство субъектов, одинаковый статус и полномочий. В действительности нет. В Германии земли представлены неоднородно в верхней палатеb. Асимметричные 3) a. Интеграционные – высокая степень централизацииb. Деволюционные – тенденция большего учета специфики различных субъетов федерацииФедерации строятся по территориальному и национальному признаку. Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между ними состоит в различной степени суверенности субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образованийСубъекты часто имеют свои конституции. В отличие от автономии субъекты федераций сами принимают свои конституции, которые не нуждаются в утверждении центральных органов. Субъекты федераций создают свои парламенты. Парламенты издают местные законы. Иногда субъекты федераций создают свои представительства в других государствах, но только с разрешения министерства иностранных дел. Такие представительства выполняют лишь задачи экономического и культурного, но не политического характера. Субъекты федераций представлены во второй палате федерального парламента, которая считается специфическим органом выражения их интересов. Несубъекты – федеральный округ – столица с прилегающими окрестностями; федеральные территории (остров Гуам в США), федеральные владения (прибрежные острова, которые не населены или население которых имеет перменный состав — служба маяков, метеостанций). В США есть ассоциированные государства - Пуэрто-Рико, Республика Маршалловых Островов, Соединенные Штаты МикронезииСоставные части федераций, не являющиеся субъектами, своих конституций не имеют. Иногда создают парламенты, принимают законы, но эти законы требуют санкции назначаемого губернатора, да и сами парламенты действуют скорее как совещательные органы при немАссоциированные государства теоретически независимы, ответственность за их оборону и внешние сношения несет правительство США, сами они никаких внешнеполитических акций не осуществляютСпособы разграничение полномочий между центром и субъектами: 1) исключительные полномочия федерации 2) исключительные полномочия субъект 3) ) совместная компетенция федерации и субъектов 4) остаточные полномочия, не охваченные ни одним из перечисленных элементовСпособы размежевания полномочий могут быть сведены к 5 вариантам: 1) конституция устанавливает исключительную компетенцию федерации, а все остальные вопросы относит к ведению ее субъектов 2) устанавливается исключительная компетенция субъектов федерации, в которую федеральные органы не могут вмешиваться (редко, в США) 3) устанавливают две сферы компетенции: федерации и ее субъектов (Аргентина, Канада) 4) указываются три их сферы: компетенция федерации, ее субъектов и совместная компетенция федерации и субъектов (Индия) 5) конституция дает перечень только двух сфер: федеральной и совместной компетенции (Пакистан)