КОЗЕР, ЛЬЮИС АЛЬФРЕД (1913–200 3), американский социолог, один из основоположников социологии конфликтов. Родился 27 ноября 1913 в Берлине. Из-за гонений, начавшихся в 1933г., он уехал в Париж (его отец был евреем). В 1936 – получил право на постоянную работу и устроился на одну из должностей во французском представительстве американской брокерской фирмы. В 1948, получив американское гражданство, поступил в Колумбийский университет. В 1954 закончил докторскую диссертацию и защитил ее в Колумбийском университете. На основе этой диссертации была написана первая большая работа, посвященная конфликтам, - "Функции социального конфликта" (195 6). Для Козера конфликт – это не социальная аномалия, а естественная и даже необходимая форма существования и развития социальной системы. Козер выделил два основных типа социальных систем, по разному влияющих на восприятие конфликтов и на их протекание. Первый тип – жесткая, деспотически-тоталитарная система – характеризуется неприятием социальных конфликтов как самого явления и отсутствием в связи с этим механизмов для их разрешения и урегулирования. Второй тип – гибкие системы, открыто признающие наличие конфликтов в социальной жизни и активно практикующие самые разные способы и методы работы с ними. Если для первых систем возникновение серьезных конфликтов связано с дезорганизацией и постепенным разрушением системы, то для вторых - это сигнал о необходимости саморегуляции и реформирования системы в соответствии с новыми требованиями окружающей действительности (конфликт выступает как «страхующий клапан» системы). Главной темой социологии конфликта стало изучение влияния конфликтов на сохранение и восстановление целостности систем, на процессы приспособления общественных структур к требованиям действительности. Доказывая наличие позитивных функций конфликта, он пытался дать картину тех факторов, которые способствуют (или, наоборот, препятствуют) такой интеграции. Среди них не последнее место занимает, например, вовлеченность индивидов в групповую структуру. Чем теснее связи между людьми в группе, тем больше конфликт в таких группах имеет негативные последствия. В тех же случаях, когда люди вовлечены в групповую деятельность частично и являются одновременно участниками не какой-то одной социальной группы, а целого ряда разных групп, конфликты играют созидательную функцию – поддерживают необходимый баланс сил, предотвращая концентрацию эмоций на какой-либо одной проблеме и не допуская раскола общества. Главная же заслуга Козера – определил четко ф-ции К. : сплочение группы, выход взаим. враждебности, развитие творч. Потенциала, коммуникативно-информационная. Конфликт был признан как нормальное, широко распространенное и во многих случаях позитивное социальное явление. Козер также говорил о том, что чем больше конфликтов, тем лучше для единства общ-ва.