Достоинства и недостатки рынка совершенной конкуренции


Достоинства и недостатки рынка совершенной конкуренции

Понятие рынка совершенной конкуренции

Конкретная рыночная структура присуща любой отрасли и позволяет охарактеризовать условия, в которых осуществляется конкурентная борьба. Так существуют свободные условия, которые не позволяют отдельным субъектам рынка осуществлять регулирование его конъюнктуры, и несвободные, которые связаны с функционированием некоторого числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих контроль большей части рыночной структуры и диктующих собственные условия ценообразования. Таким образом, можно говорить о том, что существует совершенная и несовершенная конкуренция.

Определение 1

Говоря о совершенной конкуренции следует отметить, что под ней понимают рынок, в рамках которого ни один субъект не может осуществлять воздействие на процесс ценообразования и оказывать влияние на объем спроса и предложения.

Если рассматривать конкуренцию со стороны предложения на рынке совершенной конкуренции, то она носит название «полиполия» - множество продавцов. А говоря о спросе, конкурентную борьбу называют полипосонией, что означает множество покупателей.

Преимущества рынка совершенной конкуренции

К основным преимуществам рынка совершенной конкуренции, отличающим ее от иных моделей рыночной структуры, можно отнести:

  • Оптимальность процесса ценообразования. Это означает, что установление цены на различные товары в рамках совершенной конкуренции осуществляется посредством законов спроса и предложения, а не под влиянием рыночной власти отдельных хозяйствующих субъектов. Только в случае координирования действий независимых хозяйствующих субъектов можно установить равновесную цену, которая определяется как уровень предельной полезности экономического блага для покупателя и предельных издержек для продавца. Иными словами, любое экономическое благо будет потребляться до того момента, пока предельная полезность не станет меньше рыночной цены. При этом следует отметить, что потребитель стремится к максимизации полученной полезности, а производитель – к прибыли. То есть продавец будет осуществлять производство и реализацию экономических благ до тех пор, пока его издержки не превысят рыночную цену. Равновесная цена означает одновременное соблюдение интересов как производителя, так и потребителя;
  • Эффективность производственной деятельности. Это преимущество связано с тем, что для достижения равенства цены и минимальных средних издержек производителю приходится организовывать процесс производства наиболее эффективным способом. Конкурентная борьба объясняет необходимость минимизации издержек для того, чтобы не быть вытесненным с рынка, а также установление цены на уровне этих издержек. Для потребителей такая ситуация является наиболее благоприятной;
  • Оптимальность в распределении ограниченных ресурсов. Это достоинство объясняется тем, что хозяйствующие субъекты в рамках совершенной конкуренции осуществляют производственную деятельность как без излишков, так и без дефицита. В связи с чем ресурсы, которые вовлекаются в производственный процесс, используются ровно в том объеме, который требуется для того, чтобы покрыть платежеспособный спрос;
  • Саморегулирование рынка. Как известно, рыночный механизм может восстанавливать эффективность использования ограниченных ресурсов самостоятельно в случае нарушения под влиянием динамических изменений в экономической системе. Рынок в условиях совершенной конкуренции автоматически позволяет экономике функционировать в состоянии оптимум. При этом регулирование рыночной структуры осуществляется посредством перемещения факторов производства между хозяйствующими субъектами. В итоге отпадает необходимость государственного регулирования хозяйственной жизни и экономятся общественные издержки управления.

Перечисленные преимущества позволяют говорить о том, что рынок в условиях совершенной конкуренции является одной из наиболее эффективных моделей рыночных структур.

Недостатки рынка совершенной конкуренции

Помимо преимущества совершенная конкуренция имеет и ряд недостатков, которые связаны со спецификой такой рыночной структуры. Среди основных можно выделить:

  • Равенство возможностей хозяйствующих субъектов и покупателей не говорит о том, что достигается равенство результатов. Так, возможна ситуация, когда обеспечение эффективного распределения ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей покупателей осуществляется в рамках совершенной конкуренции только исходя из платежеспособных потребностей (практически без учета влияния денежных доходов, которые сложились ранее);
  • В условиях совершенной конкуренции учитываются только те издержки, которые впоследствии окупаются хозяйствующими субъектами. Так, не выделяются издержки, связанные с производством общественных благ (например, национальной обороны, пожарной безопасности, охраны общественного порядка и т.д.). Эта задача возложена на государство;
  • Экологическая проблема, связанная с тем, что при стремлении хозяйствующих субъектов к максимальной прибыли и минимальным издержкам производственной деятельности может осуществляться загрязнение окружающей среды и истощение невоспроизводимых естественных ресурсов. Это объясняется тем, что в рамках чистой конкуренции игнорируются интересы третьих лиц, то есть тех, кто не выступает на рынки ни в качестве продавца, ни в качестве покупателя данного товара;
  • Маленькие хозяйствующие субъекты, которые являются наиболее характерными представителями для данного типа рыночной структуры, часто бывают не способны к использованию наиболее эффективной современной техники. Это связано с тем, что только крупные организации могут достигать экономию на масштабах производственной деятельности. Чаще всего происходят ситуации, когда небольшим организациям не хватает средств на финансирование длительных и дорогостоящих НИОКР.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :