Уровень экономического развития затрагивает показатели всех сфер экономической жизни общества. В связи с этим существует необходимость постоянного процесса наблюдения за ним со стороны специалистов. Основные показатели, которые характеризуют экономическое развитие страны, - это валовый внутренний и национальный продукты.
Валовый внутренний продукт представляет собой стоимость всех произведенных в стране экономических благ за определенный период времени (чаще всего используются данные за один календарный год). Национальный продукт отличается тем, что включает в себя только ту продукцию и услуги, которые были произведены отечественными организациями на территории или за пределами страны.
Наиболее правильным является анализ этих показателей на душу населения, так как численность людей в каждой стране различна.
Процесс экономического развития сложно назвать стабильными в связи с тем, что он зависит от большого числа разнообразных факторов. Так, например, в 1990-х годах после распада Советского Союза произошел спад производства в странах СНГ, а также снижение уровня жизни населения и снижение уровня экономического развития.
В настоящее время в мире существуют как развитые, так и развивающиеся страны. Для того, чтобы описать текущее положение дел в экономике развитых странах (то есть с высоким уровнем валового продукта на душу населения и уровнем жизни населения), используется понятие "экономического роста". А для развивающихся стран экономисты используют понятие "экономического развития".
Такое деление связано, прежде всего, с разницей между задачами, которые стоят перед этими странами. Те задачи, которые стоят перед развивающимися странами, отражены на рисунке 1.
Рисунок 1. Задачи, стоящие перед странами с низким уровнем жизни
Таким образом, можно сделать вывод о том, что экономическое развитие зависит от эффективности процесса модернизации экономики государства, которая проводится с использованием методов и приемов, разработанных и проверенных на опыте развитых стран. Однако не стоит забывать о том, что не все методы могут быть применимы в конкретной стране. В первую очередь, это связано с разным менталитетом населения.
В Российской Федерации с начала 2000-х годов (то есть с приходом к власти Владимира Владимировича Путина) стали разрабатывать прогнозы социально-экономического развития страны. В настоящее время существует прогноз до 2020 и 2030 годов.
Формирование информации в прогнозе базируется на Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Впервые она была разработана в 2006 году по поручению Президента Российской Федерации после заседания Государственного совета Российской Федерации.
Основной целью создания твой концепции было выявление способов обеспечить устойчивость повышения уровня благосостояния населения страны, а также укрепить безопасность государства и осуществлять динамичное экономического развития в долгосрочной перспективе (на тот момент до 2020 года). Помимо этого одной из целью являлось укрепление позиций Российской Федерации на международном уровне.
Так, согласно указанному в Концепции инновационному сценарию развития Российской Федерации, ее валовый внутренний продукт на душу населения должен составить к 2020 году тридцать тысяч долларов. А экспорт машиностроительной продукции должен увеличиться в 6 раз.
Помимо этого предполагается повышение качественных показателей человеческого капитала. В первую очередь, к таким показателям относится уровень и качество профессионального образования населения страны.
Уровень инфляции предполагается в размере примерно трех-трех половиной процентов. А средний курс доллара США за год должен был составлять к 2020 году не более 45 рублей.
Для реализации поставленных в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации целей разрабатывается долгосрочный Прогноз социально-экономического развития. В настоящее время существует прогноз до 2020 и 20300 года.
В нем прописывают ожидаемые результаты от осуществления государственной деятельности в экономической сфере, а также направления достижения этих результатов. На основе данного документа составляют долгосрочные стратегии и программы развития, а также прогнозы и планы, носящие среднесрочный характер.
Прогноз социально-экономического развития до 2030 года составляют на основе сценариев условий, которые предположительно будут происходить как внутри, так и за пределами страны. После составления он корректируется в соответствии с показателями выполнения прогнозов среднесрочного характера, а также в соответствии с предоставленными федеральными органам, органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях материалами.
Его исходную основу составляют: